С 1 июня
2018 года Роспотребнадзор запустил проект добровольной маркировки пищевых продуктов
«Светофор». Это яркий пример взаимодействия Роспотребнадзора с производителями
продуктов питания и торговыми сетями для формирования среды, мотивирующей
граждан к здоровому питанию.
Маркировка
«Светофор» означает, что на этикетке продукта разными цветами (зелёный, жёлтый,
красный) обозначается информация о содержании компонентов, наиболее сильно
влияющих на здоровье. Если в 100 г продукта количество того или иного
ингредиента соответствует норме здорового питания, то этот компонент
указывается зелёным цветом. Если превышение есть, но незначительное — жёлтым
цветом. А если превышение высокое, то красным цветом.
По
системе «Светофор» согласно рекомендациям Роспотребнадзора сегодня, в
добровольном порядке, маркируются такие показатели: содержание в продукте соли,
сахара, общее количество жира и насыщенных жиров (наиболее опасны для
здоровья), а также энергетическая ценность (калорийность) продукта с учётом
суточной нормы потребления.
Разноцветные
графические изображения, например, в виде вертикальных полос на упаковке или на
этикетке соответствуют содержанию в продукте одного из веществ: поваренная
соль, добавленный сахар, жиры.
ЦЕЛИ «СВЕТОФОРА»
Снижение риска заболеваний,
связанных с чрезмерным потреблением нежелательных продуктов питания: ожирения,
проблем с сердечно-сосудистой системой, диабета и др.
— Высокий уровень
потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли ведет к развитию
сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, сахарного диабета,
— поясняет руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. — Потребителя
необходимо информировать о составе продукта максимально доступным способом,
чтобы каждый мог осознанно решить, какие продукты можно употреблять практически
без ограничения, а какие требуют более умеренного употребления.
Такая маркировка
способствует:
- более тщательному анализу рациона питания;
- повышению заботы о здоровье;
- определению полезных и вредных качеств продуктов
разных категорий (например, печенья, молочных продуктов, напитков и пр.);
- сравнению продуктов одной категории (например,
йогуртов);
- сравнению одинаковых продуктов разных
производителей (например, йогурты с различными добавками);
- улучшению качества пищевых продуктов.
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ –
ЗДОРОВЫЙ ВЫБОР
Величины содержания пищевых
веществ, соответствующих их низкому уровню, – зеленый цвет.
КРАСНЫЙ – ЦВЕТ
ОПАСНОСТИ
Обозначение красным цветом
дает понять, что выбор этой продукции менее желателен для здоровья. Величины
содержания пищевых веществ, соответствующие высокому уровню, – красный цвет.
Критерии содержания
поваренной соли, сахаров и жиров, указанные в рекомендациях Роспотребнадзора,
сопоставимы с аналогичными требованиями Агентства пищевых стандартов (Food
Standards Agency) Великобритании.
Цветовая маркировка пищевых
продуктов и напитков – инициатива добровольная. Сейчас проект «Светофор»
активно поддерживается бизнес-сообществом, в нем принимают участие крупнейшие
производители пищевой продукции и торговые сети.
По данным исследования
ВЦИОМ, более 80% россиян поддерживают введение трехцветной маркировки
продуктов. Три четверти граждан (77%) потенциально готовы ориентироваться на
такую индикацию при покупке продуктов. 47% респондентов выразили надежду на
улучшение состояния здоровья населения в связи с введением предложенной формы
обозначений на продуктах.