Зелёный свет для покупателя: о маркировке пищевой продукции «Светофор»

С 1 июня 2018 года Роспотребнадзор запустил проект добровольной маркировки пищевых продуктов «Светофор». Это яркий пример взаимодействия Роспотребнадзора с производителями продуктов питания и торговыми сетями для формирования среды, мотивирующей граждан к здоровому питанию.

Маркировка «Светофор» означает, что на этикетке продукта разными цветами (зелёный, жёлтый, красный) обозначается информация о содержании компонентов, наиболее сильно влияющих на здоровье. Если в 100 г продукта количество того или иного ингредиента соответствует норме здорового питания, то этот компонент указывается зелёным цветом. Если превышение есть, но незначительное — жёлтым цветом. А если превышение высокое, то красным цветом.

По системе «Светофор» согласно рекомендациям Роспотребнадзора сегодня, в добровольном порядке, маркируются такие показатели: содержание в продукте соли, сахара, общее количество жира и насыщенных жиров (наиболее опасны для здоровья), а также энергетическая ценность (калорийность) продукта с учётом суточной нормы потребления.

Разноцветные графические изображения, например, в виде вертикальных полос на упаковке или на этикетке соответствуют содержанию в продукте одного из веществ: поваренная соль, добавленный сахар, жиры.

Описание: 3693727e71d443faa1055f82f2d1a0c4 (1) (2).jpg

ЦЕЛИ «СВЕТОФОРА»

Снижение риска заболеваний, связанных с чрезмерным потреблением нежелательных продуктов питания: ожирения, проблем с сердечно-сосудистой системой, диабета и др.

— Высокий уровень потребления сахара, насыщенных жирных кислот, соли ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, сахарного диабета, — поясняет руководитель Роспотребнадзора Анна Попова. — Потребителя необходимо информировать о составе продукта максимально доступным способом, чтобы каждый мог осознанно решить, какие продукты можно употреблять практически без ограничения, а какие требуют более умеренного употребления.

Такая маркировка способствует:

  • более тщательному анализу рациона питания;
  • повышению заботы о здоровье;
  • определению полезных и вредных качеств продуктов разных категорий (например, печенья, молочных продуктов, напитков и пр.);
  • сравнению продуктов одной категории (например, йогуртов);
  • сравнению одинаковых продуктов разных производителей (например, йогурты с различными добавками);
  • улучшению качества пищевых продуктов.

 

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ – ЗДОРОВЫЙ ВЫБОР

 

Величины содержания пищевых веществ, соответствующих их низкому уровню, – зеленый цвет.

 

КРАСНЫЙ – ЦВЕТ ОПАСНОСТИ

 

Обозначение красным цветом дает понять, что выбор этой продукции менее желателен для здоровья. Величины содержания пищевых веществ, соответствующие высокому уровню, – красный цвет.

 

Критерии содержания поваренной соли, сахаров и жиров, указанные в рекомендациях Роспотребнадзора, сопоставимы с аналогичными требованиями Агентства пищевых стандартов (Food Standards Agency) Великобритании.

Цветовая маркировка пищевых продуктов и напитков – инициатива добровольная. Сейчас проект «Светофор» активно поддерживается бизнес-сообществом, в нем принимают участие крупнейшие производители пищевой продукции и торговые сети.

По данным исследования ВЦИОМ, более 80% россиян поддерживают введение трехцветной маркировки продуктов. Три четверти граждан (77%) потенциально готовы ориентироваться на такую индикацию при покупке продуктов. 47% респондентов выразили надежду на улучшение состояния здоровья населения в связи с введением предложенной формы обозначений на продуктах.