Всемирная организация
потребителей (CI) выбрала основной темой Всемирного дня прав потребителей 2023
года поддержку потребителей в процессе перехода к чистой энергии: «Расширение
прав и возможностей потребителей по переходу к чистой энергии».
По данным
опроса членских организаций CI, 80% организаций на своем опыте видят, что потребители
вынуждены подстраивать свои бюджеты под рост цен на электроэнергию. Более 40%
россиян в начале февраля 2023 года заметили рост цен на услуги ЖКХ.
Стремительно
растущая стоимость продуктов питания и энергии влияет на людей во всем мире, в
результате чего миллионы людей в развивающихся странах оказались за чертой
бедности. В условиях самого серьезного кризиса стоимости жизни за последнее
поколение, когда энергетический мир резко реагирует на проблемы с поставками и
изменением климата, Всемирная организация потребителей считает ключевой ролью
обеспечение справедливого перехода для потребителей.
Действия
по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения
доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:
-
энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды,
холодильники, энергоэффективность строений);
-
энергетически чистый транспорт;
- чистое
электроснабжение.
Ключевые
характеристики чистой энергии:
-
устойчивость за счет быстрого увеличения масштабов внедрения возобновляемых
источников энергии, а также значительного расширения использования
возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и электрификация
конечных потребителей с использованием возобновляемых источников;
-
инклюзивность и справедливость – люди во всем мире имеют доступ к
энергетическим услугам, которые удовлетворяют их основные потребности на
справедливой и равноправной основе; наиболее уязвимые и обездоленные
потребители не обделены.
Потребители
как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.
В докладе
Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) говорится о
том, что изменения в потреблении энергии могут сократить выбросы парниковых
газов до 70% к 2050 году. На практике это означает, что если потребители по
всему миру начнут вносить изменения свою жизнь: выбирать более чистые способы
передвижения, приготовления еды, отопления, охлаждения и энергоснабжения своих
домов, то это приведет к значительным сдвигам на пути предотвращения
климатического кризиса.
Однако
возможность для потребителей ускорить переход на чистую энергию в настоящее
время упущена. Потребителей необходимо поддерживать и расширять их возможности
для преодоления технологических, инфраструктурных, финансовых, информационных
барьеров, которые стоят на пути изменения жизни.
CI
выделила основные потребности потребителей на пути к изменению поведения:
- знания,
ценности и осведомленность – потребители понимают необходимость и возможности
для перемен;
- наличие
и доступность – потребители могут выбирать доступные варианты на рынке;
-
надежность и безопасность – потребители верят, что новые решения и технологии
помогут поставщикам надежно и безопасно предоставлять услуги;
-
внедрение – потребители не сталкиваются с обременительными процессами при
использовании новых решений и технологий;
-
использование – потребители имеют возможность использовать новые системы или
технологии эффективно и экономично;
- ремонт
и возмещение ущерба – потребители защищены надежными гарантиями и имеют доступ
к адекватному обслуживанию, ремонту и возмещению ущерба.