О девизе Всемирного дня прав потребителей в 2023 году

Всемирная организация потребителей (CI) выбрала основной темой Всемирного дня прав потребителей 2023 года поддержку потребителей в процессе перехода к чистой энергии: «Расширение прав и возможностей потребителей по переходу к чистой энергии».

По данным опроса членских организаций CI, 80% организаций на своем опыте видят, что потребители вынуждены подстраивать свои бюджеты под рост цен на электроэнергию. Более 40% россиян в начале февраля 2023 года заметили рост цен на услуги ЖКХ.

Стремительно растущая стоимость продуктов питания и энергии влияет на людей во всем мире, в результате чего миллионы людей в развивающихся странах оказались за чертой бедности. В условиях самого серьезного кризиса стоимости жизни за последнее поколение, когда энергетический мир резко реагирует на проблемы с поставками и изменением климата, Всемирная организация потребителей считает ключевой ролью обеспечение справедливого перехода для потребителей.

Действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:

- энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений);

- энергетически чистый транспорт;

- чистое электроснабжение.

Ключевые характеристики чистой энергии:

- устойчивость за счет быстрого увеличения масштабов внедрения возобновляемых источников энергии, а также значительного расширения использования возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и электрификация конечных потребителей с использованием возобновляемых источников;

- инклюзивность и справедливость – люди во всем мире имеют доступ к энергетическим услугам, которые удовлетворяют их основные потребности на справедливой и равноправной основе; наиболее уязвимые и обездоленные потребители не обделены.

Потребители как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.

В докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) говорится о том, что изменения в потреблении энергии могут сократить выбросы парниковых газов до 70% к 2050 году. На практике это означает, что если потребители по всему миру начнут вносить изменения свою жизнь: выбирать более чистые способы передвижения, приготовления еды, отопления, охлаждения и энергоснабжения своих домов, то это приведет к значительным сдвигам на пути предотвращения климатического кризиса.

Однако возможность для потребителей ускорить переход на чистую энергию в настоящее время упущена. Потребителей необходимо поддерживать и расширять их возможности для преодоления технологических, инфраструктурных, финансовых, информационных барьеров, которые стоят на пути изменения жизни.

CI выделила основные потребности потребителей на пути к изменению поведения:

- знания, ценности и осведомленность – потребители понимают необходимость и возможности для перемен;

- наличие и доступность – потребители могут выбирать доступные варианты на рынке;

- надежность и безопасность – потребители верят, что новые решения и технологии помогут поставщикам надежно и безопасно предоставлять услуги;

- внедрение – потребители не сталкиваются с обременительными процессами при использовании новых решений и технологий;

- использование – потребители имеют возможность использовать новые системы или технологии эффективно и экономично;

- ремонт и возмещение ущерба – потребители защищены надежными гарантиями и имеют доступ к адекватному обслуживанию, ремонту и возмещению ущерба.

Переход к чистой энергии позволяет решить как проблему стремительного роста цен на электроэнергию, наблюдаемую в мире, так и внести вклад в предотвращение климатического кризиса.