Гигиенические требования к школьным учебникам

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения. Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения.

Основные гигиенические требования к учебникам предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.

Учебные издания для общего и начального профессионального образования, книжные и журнальные издания для детей и подростков допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам.

Основной объем информации человек, в том числе детского возраста, до сих пор получает в процессе чтения, несмотря на появление новых путей и средств информации и усвоения знаний.

В школе и дома чтение остается основным видом учебной деятельности, влияя на уровни умственной, зрительной и статической нагрузок, а также возможность развития близорукости, вследствие чего необходима его регламентация по длительности, режиму и условиям чтения.

Оптимальными условиями для чтения считаются следующие:

  • размер мебели соответствует возрастно-ростовым показателям детей;
  • для книги используется пюпитр под углом 45° к горизонтали;
  • освещенность рабочей поверхности при люминесцентном освещении — не менее 300 лк.

Книга как сумма печатных знаков и букв является зрительным раздражителем, и поэтому основными требованиями к ее внешнему оформлению являются видимость текста и удобочитаемость, под которой понимают максимальную продуктивность при длительной работе органа зрения с его минимальным напряжением и утомлением.

Удобочитаемость текста определяется размером и рисунком шрифта, длиной строки, расстоянием между строками, расстоянием между буквами, размером полей и наклонностью набора.

Бумага для учебников должна:

  • обеспечивать хорошую видимость печатного текста;
  • способствовать удовлетворительному санитарному состоянию книги, т.е. быть безопасной в эпидемиологическом отношении.

Печать учебников должна быть четкой, интенсивно черного цвета и равномерной.

Для заголовков, обозначения структурных элементов учебника, выводов и правил, выделения отдельных слов, элементов формул могут быть использованы:

  • голубая и красная краски;
  • черный шрифт на плашке желтого, оранжевого, светло-зеленого и светло-голубого цвета.

Переплет учебников должен быть прочным, из материала, минимально подвергающегося загрязнению, в том числе синтетического.

Масса учебников из расчета на один учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых норм переноса тяжестей на расстояние до 3 км учащимися: 1-3-х классов - 1,52 кг; 4-5-х - 2-2,5 кг; 6-7-х – 3-3,5 кг, 8-11-х - 4-4,5 кг.

Не допускается печать учебных пособий на газетной бумаге.

Таким образом, несмотря на чрезвычайно широкий выбор школьных книг и товаров, поражающих своими яркостью и многообразием, к их приобретению следует отнестись с практической обоснованностью, то есть подбирать лишь самые необходимые для учебы предметы, делая упор не столько на внешнюю эстетику, сколько на их качество, надежность и безопасность.