Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
1. Социально-психологическая готовность к школе:
o Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)
o Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
o Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
2. Развитие школьно-значимых психологических функций:
o Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).
o Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).
o Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг).
o Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
o Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
o Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово-картинка либо слово-ситуация/).
3. К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
o знать цифры 0,1,2,ЗД5,6,7,8,9
o уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
o уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка знать знаки +,-,=,
o уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 4, 6 = 6)
o уметь соотносить цифру и число предметов
o уметь сравнивать 2 группы предметов
o уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
o знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
o уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
o уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше»,
o «позже», «перед», «за», «между»
o уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.
4. В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
o уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух ромашки) и называть их отличительные признаки
o уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова, ...)
o уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...)
o иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень — желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая,...)
o знать 1-2-3 комнатных растения
o знать названия 12 месяцев года
o знать названия всех дней недели.
5. Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс должен знать:
o в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
o полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
o знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.