Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

 

1. Социально-психологическая готовность к школе:

o Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)

o Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

o Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

o Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

o Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа).

o Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии, например, из книг).

o Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

o Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

o Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово-картинка либо слово-ситуация/).

3. К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

o знать цифры 0,1,2,ЗД5,6,7,8,9

o уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.

o уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка знать знаки +,-,=,

o уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 4, 6 = 6)

o уметь соотносить цифру и число предметов

o уметь сравнивать 2 группы предметов

o уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание

o знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг

o уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме

o уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше»,

o «позже», «перед», «за», «между»

o уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

4. В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

o уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух ромашки) и называть их отличительные признаки

o уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова, ...)

o уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...)

o иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень — желтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая,...)

o знать 1-2-3 комнатных растения

o знать названия 12 месяцев года

o знать названия всех дней недели.

5. Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс должен знать:

o в какой стране он живет, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

o полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

o знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.