Конспект ООД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Загадочный мир чувашских узоров».

Конспект ООД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Загадочный мир чувашских узоров».

 

Арефьева Галина Константиновна МБДОУ «Детский сад №25 «Гнездышко» г. Новочебоксарск

 

Программное содержание:

 Образовательная задача: Познакомить детей с историей, традициями чувашского народа, с его прошлым. Продолжать знакомить детей с орнаментальными узорами солнца, дерева, дома, животных через чувашское декоративно – прикладное искусство. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

Развивающая задача: Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.

Воспитательная задача: Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края, через рассматривание чувашской вышивки. Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Материалы и оборудование: Карточки с рисунками узоров и их образов-символов, д/и «Подбери узор к образу-символу», салфетки с чувашской вышивкой, чувашская музыка.

Предшествующая работа:

Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с предметами чувашского народного декоративно – прикладного искусства.

Чтение сказок, мифов и легенд из чувашского устного народного творчества.

Использование чувашских подвижных, малоподвижных игр.

 

Ход НОД: (Дети входят в зал, стилизованный под музей, украшенный чувашской одеждой и головными уборами (звучит чувашская народная мелодия).

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, путешествие в прошлое, где буквально все чувашские женщины занимались вышивкой.  В старину люди после тяжелого трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки: пели песни, водили хороводы, вышивали. С песнею и работа спорилась.

2. Рассматривание чувашского национального костюма и узоров

Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая необычная одежда! Как вы думаете, как называется этот наряд? (чувашский национальный костюм).

Посмотрите, как необычно он украшен, какие интересные и загадочные узоры здесь вышиты. Эти удивительные узоры называются орнамент. Орнамент на одежде чувашей служил не просто красивым узором, он был оберегом. Раньше чувашский народ верил в то, что вокруг существует много духов и божеств. Заботливые и любящие мама, жены, сестры вышивали орнамент на одежде своих детей, мужей и братьев, чтобы защитить их от злого глаза, нечистого духа и беды. И чтобы они всегда были здоровыми и счастливыми.

Ребята, я вам предлагаю внимательно рассмотреть орнамент на нарядах. Вы, наверно, уже заметили, какие цвета преобладают в чувашской вышивке? Кто может сказать? (ответы детей)

Правильно! Как вы заметили, в цветовой гамме чувашского национального орнамента чаще всего использовались красный, белый, желтый, зеленый и черный цвета, реже синий. А как вы думаете, что обозначает красный цвет в орнаменте? (ответы детей) Верно, красный цвет связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. А что вы можете сказать про белый цвет? (ответы детей) Конечно, белый цвет считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Как вы думаете, что обозначают остальные цвета? (ответы). Черный цвет обозначает землю. Предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь. Каждый узор – это маленькая история, и эту историю придумала мастерица, которая вышила этот узор. Если знать значение узоров, то можно легко узнать, что именно хотела сказать мастерица. Давайте вспомним основные узоры.

(Показ узоров и объяснение их значений)

Солнце.

В: Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши воспевали солнце и его символ можно встретить на многих вышивках. Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек. Так же как и каждый из нас по своему может изобразить солнце, так и каждая чувашская мастерица изображала его по разному.

(Показ карточек с рисунками узоров и их образов-символов).

Дерево.

В: На что похож этот узор? Это образ-символ дерева. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу.

(Показ карточек с рисунками узоров и их образов-символов).

Дом.

В: Это символ дома, сооружения, обозначает уют. Дома раньше были небольшие. И вот таким простым узором его изображали.

Животное.

В: Как думаете, а что обозначает этот узор? Похожи эти чувашские узоры на животных? Посмотрите, также как и солнце животные тоже изображались по-разному. У одного как бы две головы, или может быть, на голове закрученные рога с одной и с другой стороны. А вот другое животное, оно смотрит назад. А вот еще узор животного с длинными рогами. На кого похоже это животное? А чем еще отличаются животные? Сколько у них ног? Что они делают? Одни остановились, а другие идут. Как вы узнали об этом?

Земля.

В: Как я уже говорила, чуваши были земледельцами. И их основная работа была связана с работой на земле. Поэтому в чувашской вышивке мы часто можем увидеть обозначение земли. Так же часто можно встретить обозначение вспаханной земли (показ). Гряды вспаханной земли на солнце блестят, поэтому их изобразили белыми полосами.

Игра «Иголочка и ниточка». (физкультминутка)

В: Сейчас я вам предлагаю немного повышивать. Только вот иголочка и ниточка у нас будут

ненастоящими. Выходите ко мне сюда. Я хочу научить вас играть в чувашскую народную

игру «Иголочка и ниточка». Но для начала вам нужно выбрать иголочку и ниточку,

которые будут вышивать красивый узор. А кто-нибудь знает, как иголка с ниткой

вышивают красивые узоры? (показываем руками). Для этого выбираем иголку и нитку с

помощью считалки.

Считалка: раз, два, три, четыре, пять – ты идешь играть. (Показываем, как надо бегать

между ребятами). Опять считаем, выбираем других - иголку и нитку. (Играем 2 раза).

Молодцы ребята, красивые узоры мы с вами научились вышивать.

В: А сейчас я вас прошу подойти к столу. (На столе разложены салфетки с чувашской вышивкой). Посмотрите сколько здесь разных салфеток! Скажите, как называются рисунки на этих салфетках?

Д: Чувашский орнамент.

В: Правильно, чувашский орнамент. А скажите, пожалуйста, узнаете ли вы здесь какой-нибудь узор?

(Ответы детей)

В: Правильно, молодцы. Вы знаете значение многих узоров. Давайте подумаем, какую историю хотела рассказать мастерица, которая вышила эту салфетку? (показ одной выбрано салфетки)

Дети предлагают свои варианты ответов.

В: Молодцы ребята! У меня для вас есть игра, давайте поиграем.

Д/И «Подбери узор к образу-символу». Во время игры звучит чувашская музыка.

В: Какие молодцы. Вы правильно разложили все узоры. А теперь давайте посмотрим на эти изображения и попробуем подобрать к ним орнамент.

В: Молодцы! А сейчас, пожалуйста, присядьте на стульчики.

(дети садятся на свои места)

 Рефлексия. В: Ребята, давайте вспомним c какими новыми чувашскими узорами мы сегодня познакомились? Какие цвета в основном использовали для вышивания чувашского орнамента?

 Что обозначали (символизировали) эти цвета? Где еще можно увидеть чувашские узоры? Какие вы молодцы! Какой узор вам понравился больше всего и почему? В какую чувашскую игру мы поиграли?

Вот мы с вами и побывали в загадочном мире чувашского орнамента, окунулись в эту тайну и разгадали некоторые узоры. Давайте сейчас выберем узоры, из которых будем составлять и рисовать орнамент на следующем занятии.