ООД по теме «Красивая Анюк»

Конспект ООД по теме «Красивая Анюк».

 Под чувашскую музыку в группу входит нарядная кукла в чувашском костюме Анюк.

1.Беседа и рассматривание чувашских украшений.

Анюк - Ырӑ кун, ачасем! Здравствуйте, дети! Меня зовут Анюк и я живу в чувашской деревне. Я узнала, что меня сегодня пригласили дети в детский сад и решила по этому случаю нарядиться и надеть все украшения! Посмотрите на них! (Показывает.)

Анюк- Вы знаете, как они называются? (Ответы детей).

Анюк- .В старину чувашские девочки, девушки и женщины носили множество украшений на груди, на косах, на поясе, спине, руках.

Воспитатель - Из чего можно делать украшения? (Ответы детей.)

 Анюк- Раньше  чуваши  делали их из монет, бисера, бус, раковин, тесьмы, с вышивкой и бахромой.

Все чувашки делали их своими руками, потому что в каждой чувашской семье росли и воспитывались большие мастерицы по рукоделью! Они вышивали с малых лет, причем в вышивке преобладали  три любимых чувашами цвета: красный - цвет жизни, желтый - цвет солнца и черный - цвет земли. Мастерицы умели собирать украшения из монет, бусин, бисера и раковин.

Я  хотела надеть и показать на  себе  все украшения, но моя мама сказала, что чувашские девочки, девушки и женщины не могут носить их все без разбору. Одни украшения можно носить лишь девочкам и девушкам, а другие - только после замужества, когда у женщины есть семья и дети. Потому что в старину украшения имели определенный смысл. Хотите узнать, какой смысл?

2.Презентация.

Анюк - Посмотрите сюда. (Слайд 1) Вы видите наряд чувашской девушки. На ее голове - остроконечная шапка «тухья» из монет и бисера, на груди -  монисто «ама» и перевязь - «тевет», вышитый фартук и пояс с кисточками.

Она также украшала свои уши серьгами или подвесками, а в косы вплетала монетки и  ленты. (Слайд 2)

А теперь  вы увидите наряд замужней женщины - мамы и хозяйки дома .(Слайд 3)

Воспитатель - Что вы видите общего между костюмом девушки и замужней женщины? (Ответы детей)

Анюк - Да, и те и другие могли носить монисто - «ама», перевязь-«тевет», нарядные пояса.

 Замужнюю женщину отличает  головной убор «хушпу» или «сурпан» - повязанное особым образом на голову полотно, и вышитая повязка на лбу - «масмак». (слайд 4).

 Воспитатель - Итак, в прежние времена украшения помогали не только делать человека красивым, но и узнать его положение: создал он семью или еще нет. (слайд 5)

3.Игра «Угадай-ка»

Анюк - Давайте поиграем! Я буду говорить по-чувашски и один раз покажу, что делать, а вы угадываете.

-Тӑрӑр!

-Сикӗр!

-Чупӑр!

-Вӗçӗр!

(Несколько раз.)

4.Ситуация «Творческая мастерская».

Анюк - Я торопилась  к вам в гости и принесла портреты моей мамы, подружек и их мам, чтобы показать, но, кажется, на портретах чего-то не хватает…

Воспитатель - Давайте поможем Анюк. Сейчас, дети, я приглашаю вас в творческую мастерскую. Подойдите к столу. Что вы видите? (Дети отвечают-  картинки с девочками и женщинами в чувашском платье)

Воспитатель - Чего им не хватает? (Ответ детей-украшений.)

Воспитатель - Какие именно украшения им нужны? (Ответы детей - тухья , хушпу или сурпан, ама, тевет, масмак, пояс с кисточками).

Воспитатель- Какого цвета эти украшения? (Ответы детей)

Воспитатель - Пусть каждый из вас возьмет одну картинку и цветными карандашами дорисует девочке или женщине необходимые украшения. Сильно нажимать на карандаши не надо. Если вы забыли, как выглядят украшения, посмотрите еще раз на экран с картинками.

5.Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.

6. Подведение итогов.

Воспитатель – Хорошо поработали! А теперь приберите карандаши и ответьте, какие украшения и головной убор вы дорисовали девочкам на картинках? ( Ответы детей).  Какие украшения  и головные уборы вы дорисовывали женщинам? Почему украшения у девочек и женщин неодинаковые? Какого цвета украшения?

Молодцы! Вы дали правильные ответы!

Анюк-   Да! Именно с такими украшениями были мои подружки и мамы! Тавтапуç! Спасибо вам за гостеприимство и помощь! Мне пора домой! До свидания!

Воспитатель и дети - До свидания!

 

 

Список использованной литературы.

1.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

2. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002.-144с.

3.Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой.-Ч.: Чуваш.кн.изд-во, 1995