конспект

 Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе на тему: «Помощники профессора Чудакова»

Цель:  расширение представлений о свойствах воды

Задачи:

Образовательные:

 Продолжать  детей знакомить со свойствами воды:  светлая, прозрачная, не имеет запаха, вкуса, жидкая, может окрашиваться,

Развивающие:

Совершенствование мелкой моторики рук,  развитие логического мышления, долгосрочной памяти

Воспитательные:

Закрепление умения выслушивать  и следовать инструкциям  взрослого, воспитание усидчивости  и аккуратности, ответственности за порядок на рабочем месте, развитие  эмпатии, чувства взаимопомощи.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Фиксики», наблюдения из личного опыта, заучивание потешки «Водичка»

Материалы: одноразовые  пластмассовые стаканчики, рюкзак «помогатор»,  одноразовые ложки, гуашь нескольких цветов, яблочный сок, бутылка с прозрачной водой, с окрашенной водой, с соком.

Методические приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов)

Наглядный (картинки с изображениями)

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)

Поощрение, анализ занятия

 

Ход  образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель входит в группу с  рюкзаком «помогатором». Ребята! Посмотрите, что я нашла около входа в наш детский сад. Что это такое? Что же может там лежать внутри? (ответы детей)

Воспитатель: Может,  откроем и посмотрим, что там внутри?

Открывают рюкзачок  «помогатор»,  а там телефон.  Он тут же звонит, и  профессор  Чудаков приглашает ребят к себе на лабораторию, чтобы  помочь ему. Но для этого нужно пройти ряд опытов.

Воспитатель: Ребята  хотите быть помощниками профессора?

Дети: Да

Воспитатель: Для того чтобы провести опыты нам понадобятся фартуки, чтобы мы не испачкались. Одеваемся в фартуки и помогаем друг  другу.

Воспитатель: С чем же мы будем проводить опыты? (Ответы детей) Заглянем в «помогатор»?

Из рюкзака появляется первая подсказка, бутылка с водой.

Воспитатель: Ребята,  что же в бутылке? (Ответы детей)

Воспитатель: Что о ней можно сказать? (Ответы детей)

Воспитатель:  Какого она цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: Мы можем через нее увидеть предмет, например карандаш? (Ответы детей.)

Воспитатель: Значит она какая? (Ответы детей)

 Воспитатель: Профессор Чудаков просит окрасить воду в оранжевый  и зеленый цвет. Как же это сделать? (Ответы детей)

Опыт № 1 «Разноцветная вода»

Подходят к столам, где расставлены прозрачные стаканчики с водой. Воспитатель показывает свой стакан с водой.

Воспитатель: Ребята, что в стакане?

Дети:  Вода

Воспитатель: Она какая?

Дети: Прозрачная

Воспитатель: Значит чистая вода прозрачная, она без цвета. А как нам получить цветную воду?

 Дети: Надо ее покрасить

Воспитатель:  Как это сделать? (Ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, перед вами стоят краски разных цветов.  Возьмите  маленькой ложкой, понравившийся вам цвет и перемешайте. Что у вас получилось?

 Дети: Она окрасилась.

Воспитатель:  Ребята, профессор просил в какие цвета окрасить воду? (Ответы детей). Как же получить оранжевый или зеленый, если у нас такого цвета нет? (Ответы детей)

Воспитатель: Может нужно перемешать с  другим  цветом? Возьмите краску другого цвета и перемешайте в воде.

Воспитатель спрашивает  каждого ребенка, какой у него получился цвет.

Воспитатель: Получается, если смешать желтый и голубой цвет  – получится зеленый, а  как получить оранжевый цвет?

Дети: смешать желтые и красные краски.

Воспитатель: Молодцы ребята, только посмотрите, в стаканчике с оранжевой  водой что-то у меня есть. Что там может быть? ответы детей.  Вытаскивает игрушку из киндер сюрприза.

 Воспитатель: Предлагаю и вам попробовать спрятать свои игрушки. Но сначала  окуните их в прозрачную воду.  Вы их видите? (Ответы детей). А теперь в окрашенную опустите.

Воспитатель:  Получается, в прозрачной  воде мы можем увидеть предметы, а  в окрашенной нет

Вывод: вода не имеет цвета. Ее можно окрасить

Воспитатель показывает на карточке первый опыт  и вывешивает на доске.

Воспитатель достает из рюкзака следующий предмет. Кубик сахара, песок, соль, мука

Воспитатель: Профессор просит  узнать, что можно спрятать в воде, а что нельзя (ответы детей)

Воспитатель: чтобы  проверить,  пройдемте к следующему столу.

Опыт № 2 «Растворение в воде»

Ребята подходят к следующему столу и присаживаются.

Воспитатель:  Возьмите кубики сахара и опустите их в стакан с водой.  Что с ними случились?

Воспитатель: Они опустились на дно. Мы их видим? Ответы детей

Воспитатель:  А если мы возьмем ложечки и перемешаем? Что с ними случилось?

Дети: Они  уменьшаются и растворяются.

Воспитатель:  Значит, сахар растворяется в воде. А если возьмем  песок и перемешаем? Что случилось с водой?

Дети: Она стала мутной

Воспитатель:  Правильно, песок растворилась в воде?

Дети: Нет

Вывод: Получается, есть такие вещества, которые растворяются и которые не растворяются в воде

Воспитатель вывешивает следующую картинку на доску.

Из помогатора вытаскивает вторую бутылку желтого цвета. Посмотрите ребята еще одна бутылочка. Профессор просит узнать, что находится в бутылочке.

Воспитатель: Предлагаю провести третий  опыт

Опыт № 3  «Ароматная и вкусная вода»

Дети подходят к следующему столу и присаживаются

Воспитатель: Ребята, чем же пахнет в стакане вода? Ответы детей

Что это может быть?  Ответы детей

Воспитатель:   Теперь, понюхайте стакан с оранжевой  водой. Чем он пахнет? Ответы детей

Воспитатель: Что это может быть? Ответы детей.

Воспитатель: рядом стоит еще один стакан, чем пахнет в нем жидкость?

Воспитатель спрашивает каждого ребенка.

Воспитатель: Что же получается, обычная вода не пахнет, то есть без запаха. А сок имеет приятный аромат, точнее запах фрукта или ягоды из чего он сделан.

Воспитатель: А теперь попробуем его на вкус. Какой он? Ответы детей

Воспитатель: А теперь попробуйте на вкус стакан с прозрачной водой.

Дети: Он без вкуса

Воспитатель: Что из этого следует? Сок  имеет запах и вкус.  А обычная вода без запаха и вкуса.

Воспитатель показывает на карточке третий  опыт  и вывешивает на доске.

Воспитатель:  А из чего состоит вода?

 Дети: Из капелек

Воспитатель: Правильно из капель. Мы теперь превратимся в капельки и поиграем.

Физкультминутка  «Капельки» (музыкальная)

Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.

Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг-миг, мы плечами чик-чик-чик

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали, руки к верху все подняли

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Воспитатель из рюкзака вытаскивает следующий предмет, формочки для песочницы.

Воспитатель: Профессор просит разлить по формочкам нашу разноцветную воду.

Опыт № 4 «Какой формы вода?»

Дети присаживаются за столы.

Воспитатель: Что же нужно сделать, чтобы вода оказалась в формочках? Ответы детей

Воспитатель:  Значит, вода льется, течет.  

Дети переливают цветную воду в свои формочки.

Воспитатель: Что случилось с ней, какой она стала  формы?

Воспитатель  спрашивает каждого ребенка, какой формы у него получилась вода

Вывод: вода принимает ту форму, в какую она попадает.

Воспитатель вывешивает последнюю карточку на доску.

Воспитатель вытаскивает из рюкзака раскраски.

Воспитатель: Ребята, профессор хочет узнать какого же  цвета  морские обитатели, которые совсем не могут жить без воды. Но чтобы это узнать нам нужно их раскрасить.

 Рисование водой «Морские обитатели»

Воспитатель: Присаживайтесь за столы, возьмите кисточки и попробуйте наши рисунки намочить водой.

Ребята выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы ребята, получается, рисунки у нас ожили с помощью волшебной воды. Пока наши картинки сохнут, пожалуйста,  скажите, что вам сегодня больше понравилось? Ответы детей.

Воспитатель: Что можно сказать о воде? Ответы детей.

Она прозрачная без запаха и вкуса, может окрашиваться,  состоит из капелек, и может растворять некоторые вещества, принимает форму, в которой находится.