в гостях у сказки

Шевцова Ольга Владимировна, инструктор по физической культуре

Иванова Екатерина Александровна, воспитатель

 

 

МБДОУ «Детский сад № 25 «Гнёздышко»,

город Новочебоксарск, Чувашская Республика

 

Физкультурный праздник «В гостях у волшебной сказки»

Цель: Поддерживать у детей интерес к подвижным играм чувашского народа и желание использовать физические упражнения национального характера в самостоятельной деятельности.

Задачи: Упражнять в различных видах ходьбы и бега. Развивать фантазию в передаче сказочных образов (кошка, собака, лошадь) через движения. Совершенствовать умения в беге, не наталкиваясь друг на друга, «змейкой». Развивать координацию движений, ловкость, быстроту. Продолжать формировать интерес к произведениям чувашского народа. Воспитывать дружеские взаимоотношения в играх с правилами.

Действующие лица: ведущий, Иван в национальной чувашской одежде.

Предварительная работа: чтение русских и чувашских сказок про Ивана.

Оформление зала: на центральной стене картинки из разных сказок.

Пособия: Разноцветные модули по количеству детей, для игры шапка, шарфик, стульчик, 9 конусов-ориентиров, 3 колечка диаметром 8-12 см, мяч.

 Ход праздника:

Вводная часть.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! В каких сказках есть герой по имени Иван?

Ответы детей.

Ведущий: Как много сказок вы знаете про Ивана.

Заходит Иван.

Иван: Иду, слышу, про меня говорят, дай, думаю, зайду.

Здравствуйте, мальчики и девочки!

Ведущий: Да, про Ивана много сказок, а ты из какой именно сказки?

Иван: Тут помню, а тут не помню (показывает на голову).

Ведущий: Иван, ты помнишь, что делал в своей сказке?

Иван: Отправили родители меня на базар продать лошадь, я её продал и на вырученные деньги купил кошку и собаку.

Ведущий: Дети, давайте изобразим животных и птиц, о которых говорит Иван.

Дети имитируют кошку, собаку, лошадь.

Ходьба в колонне друг за другом, на носках, на пятках, приставным шагом. Прямой галоп, лёгкий бег. Ходьба с дыхательными упражнениями «Помашем крыльями, как голубь». Поднять руки в стороны (вдох), а затем вниз (выдох).

 

Основная часть.

Иван: Однажды кошка поймала голубя. Голубь подарим мне волшебное колечко, стоит в него свистнуть и оно исполнит желание. Захотелось мне построить дом.

Эстафета «Строим дом» («Лартатпăр кил»).

2-3 команды по 6-8 человек. Мягкие модули по количеству детей. На расстоянии 5 м на полу лежат модули разного цвета. По команде первый участник бежит к модулям и берёт только один модуль, начинает строить дом. Обратно бег, передав эстафету касаясь за плечо, встаёт в конец колонны.

Иван: Захотелось мне одеться.

Малоподвижная игра «Надень шапку» («Çĕлĕк тăхăнтарт»).

Участники игры считалкой выбирают двух игроков. Один из игроков садится на стул. Другой отходит от него на 8-9 шагов и запоминает, где тот сидит. Потом игроку завязывают глаза, дают в руки шапку и несколько раз крутят вокруг себя. Игрок подходит к сидящему на стуле и надевает ему шапку. Участники игры хором отсчитывают шаги игрока. Игра проводится 2-3 раза. В другой раз может поиграть сам Иван.

Иван: Я, женился и жили мы дружно и счастливо, пока не потерял я колечко.

Эстафета «Передай кольцо» («Парса яр çĕрĕ»).

Так же 2-3 команды по 6-8 человек. На расстоянии 5 м стоят 3 конуса-ориентира, у первого участника в руках кольцо. По команде первый участник бежит «змейкой». Обратно бег по прямой, передав кольцо, встаёт в конец своей команды. Эстафета продолжается пока кольцо снова окажется у первого игрока.

Ведущий: Иван, кольцо мы нашли, что же дальше произошло.

Иван: по дороге домой собака уронила кольцо в море.

Ведущий: Дети, что нужно сделать?

Ответы детей.

Ведущий: Поймать рыбку.

Подвижная игра «Рыбаки и рыбки» («Пулăçсем тата пулăсем»).

Считалкой выбираются два «рыбака», остальные играющие – «рыбы». Они ведут хоровод и поют:

Рыбки плавают в реке,

Глубоко на самом дне.

Рыбаки пришли рыбачить,

Рыбки уплывайте дальше.

 «Рыбы» разбегаются, «рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбы» присоединяются к «рыбакам», от чего «сеть» становится длиннее, и ловят оставшихся «рыб».

Иван: Рыбку поймали, колечко вытащили и зажили мы хорошо.

Ведущий: Иван, так ты вспомнил из какой ты сказки? Может дети подскажут?

Дети: Серебряное колечко.

Иван: «Кĕмĕл çĕрĕ». Какие дети молодцы, узнали из какой я сказки. Я хочу с вами поиграть в мою любимую игру про Иванушку.

Чувашская подвижная игра «Меня зовут Иванушка» («Эпĕ Ванюк ятлă»).

Игроки берутся за руки и идут по кругу. Иван стоит в середине круга и говорит:

Кошка и собака – верные друзья.

Колечко мне вернули

И счастливо зажил я!

Игроки разбегаются в разные стороны. Водящий их ловит. Осаленный игрок становится водящим. Он громко говорит: «Я – Иван!» - и они вдвоём ловят игроков. И так до тех пор, пока играющих не будет больше половины. Если водящий в течение условленного времени никого не поймает, то выбирают нового водящего.

Заключительная часть.

Малоподвижная игра «Ласковые слова» («Çепĕç сăмахсем»).

Дети стоят по кругу и, передавая мяч, говорят ласковые слова. У кого слова повторяются, считаются проигравшими и выходят из игры. Побеждает то, кто произнесет больше ласковых слов.

Ведущий: Дети, вам понравилась сказка «Серебряное колечко»?

Ответы детей.

Иван: Вот какие замечательные друзья есть у меня. Я вам желаю, чтобы у вас всегда были верные и хорошие друзья. Дети, с вами очень интересно, но мне пора возвращаться в сказку «Серебряное колечко» к своей жене. До свидания, мальчики и девочки!

Дети: До свидания, Иван!

Дети под бодрую музыку выходят из зала.

 

Используемая литература:

1. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.

2. Махалова И.В., Николаева Е.И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Новое время, 2006. – 164 с.

3. Чувашские легенды и сказки / Составитель Г.А. Матвеева. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. – 191 с.