Конспект занятия на тему: Живая вода.

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных детей
№ 25 «Гнёздышко» города Новочебоксарска Чувашской Республики
 
 
Конспект занятия
с использованием информационно-коммуникационных технологий
и интерактивного оборудования
 
Предмет: Природный мир.
 
Тема: Живая вода.
 
Продолжительность: 30 минут
 
Группа: Подготовительная
 
Технологии: Мультимедийная установка
 
Аннотация:
 
В конспекте представленного занятия сформулированы педагогические задачи по ознакомлению детей с природным миром, в соответствии с требованиями и рекомендациями программы «Детство». Любознательность, пытливость, потребность в более глубоком и активном познании явлений жизни проявляется у детей в экспериментальной деятельности. Удивление лежит у основания познания, содержит возможности активного, познавательного отношения к миру. Когда ребенок включается в активную исследовательскую деятельность, знания, приобретаемые в таком процессе, могут вызвать в нем восторг первооткрывателя. В цикл занятий по ознакомлению дошкольников с водным миром, с использованием экспериментальной деятельности,  входит занятие по теме «Живая вода». Данное занятие продолжает знакомить детей с водой и ее свойствами.  Используемые методические приемы: загадка, опыт с паром, вопросы к детям; рассказ воспитателя о круговороте воды в природе и о том, что вода живая, с использованием мультимедийной установки; опыты детей на оптические свойства воды по схеме; рассказ воспитателя о кристаллах воды, рассматривание кристаллов воды  с использованием мультимедийной установки, разгадывание кроссворда.
 
Конспект занятия:
 
Программное содержание:
 
Образовательные задачи: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Дать детям представление, что вода живая. Сформировать знания детей об оптических свойствах воды (преломление).
 
Развивающие задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опыта по схеме. Развивать логическое мышление, память, внимание.
 
Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к воде.
 
Речевые задачи: Закрепить умение детей делать выводы по итогам экспериментирования. Ввести в активный словарь детей слова: круговорот, кристалл воды, преломление, глобус.
 
Ход занятия:
 
Добрый день, ребята. Меня зовут Алита Олеговна. Я хочу вам загадать загадку: «В морях и реках обитает, но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, на землю падает опять». (Ответы детей)
Догадались, о чем пойдет у нас сегодня разговор? (Ответы детей) Мы с вами поговорим о живой волшебнице-воде.
Посмотрите, у меня на столе глобус, это макет нашей планеты Земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета земля и горы? А вода? (Ответы детей) Молодцы, правильно: вода –голубого цвета, а суша (земля и горы) – зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус). (Ответы детей) Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.
А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса. (Слайд 1)   (Ответы детей) На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на  земле!
Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле? (Ответы детей) Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода. (слайд 2, 3)
А из чего состоит дождь? Дождь состоит из капелек. Вся вода состоит из капелек. Их очень-очень много в реке, океане. (Слайд 4). Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей) (Слайд 5) Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку.
На нашей планете живет очень много людей, животных, растений и воды всем требуется тоже очень много. Как вы считаете, почему вода на нашей планете не кончается? (Ответы детей). Для того чтобы ответить на этот вопрос мы с вами сейчас проведем опыт.  Для этого вскипятим воду в электрическом чайнике (воспитатель включает чайник, дети наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии).
Посмотрите, что выходит из носика чайника, когда закипела вода? Откуда же пар появился в чайнике? Мы же наливали воду? (ответы детей). Вода при нагревании превратилась в пар.
Воспитатель подносит к струе пара холодное блюдце. Под блюдце ставит ложечку. Подержав некоторое время над паром, чайник выключают.
Посмотрите, что произошло с блюдцем? Перед опытом  блюдце было чистым и сухим. Откуда появились капельки воды на нем? (ответы детей). Когда пар попал на холодное блюдце, он опять превратился в воду, а капельки воды упали в ложку.
Вот так происходит и в природе. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Слайд 6)
В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках, как только что она нагревалась в нашем чайнике. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими-легкими и невидимыми, поднимаются высоко-высоко в небо. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко, облачко растет и превращается в тучку. Когда тучка становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки по свету называется круговоротом воды в природе. (Слайд 7)
Какая же вода у нас волшебница! Ног нет, а путешествует по миру, как живая!
Мы с вами знаем: у воды нет ни рук, ни ног. Как вы думаете, может вода изогнуть, например, ложку? (Ответы детей).
Давайте проверим. (Проводится  опыт «Кто сломал мою ложку»). Для этого подойдем к столам, на столах лежат схемы проведения нашего опыта. Посмотрите на схему внимательно. А теперь расскажем по очереди, как вы будете проводить опыт. (Ответы детей) Правильно, возьмем стакан и наполним его водой, затем опустим в воду ложку и посмотрим  на ложку сбоку (через стекло стакана). (Дети проводят опыт самостоятельно).
Что произошло с вашей ложкой? (Ответы детей) Это свет проходит через воду и искривляет (преломляет) предметы, которые в ней находятся.
Вам тоже показалось, что ложка не прямая? Вот какая хитрая вода, рук нет, а ложку искривила.
Вы мне поверите, если я вам скажу: вода слышит? (Ответы детей).
Я тоже не верила. Но, оказывается, ученые проводили опыты с замерзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины, и много времени. Но что они увидели через микроскопы, я вам сейчас покажу. Ученые говорили добрые, хорошие слова воде, включали хорошую музыку, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели (слайд 8). Затем воде дали послушать музыку с мобильного телефона, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на экран, кристаллики воды стали уродливыми. (слайд 9). Потом сказали слово «спасибо». Посмотрите, какой прекрасный получился кристалл. (слайд 10).
Вот и получается, что наша живая вода способна слышать и слушать. Значит, она живая.
А все живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (слайд 11).
            А сейчас посмотрите на экран. Чтобы закрепить наши знания, давайте попробуем отгадать с вами кроссворд. (Слайд 12)
            1. Что искривило нашу ложку? (вода)
2. Из чего состоит вода? (капелька).
            3. Во что превращается вода, когда ее нагревают (пар).
            4. Во что превращается вода, когда замерзает (снег).
5. Какое слово делает кристаллы воды красивыми? (доброе)
Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе кружки с питьевой водой. Давайте с вами скажем воде добрые слова. Пожелайте ей любви, добра и здоровья. (Дети «разговаривают» с водой). А теперь давайте ее выпьем, а она с нами в ответ поделится своей любовью, здоровьем, добром. Никогда не ругайтесь. Вода нас окружает везде, она находится в водопроводном кране, в чайнике, в супе, в дожде, снежинках и «слышит» нас. Плохие слова делают воду нездоровой, а вместе с ней и мы можем заболеть.
Чтобы вы не забывали о том, что вода живая и ее надо беречь, вода вам передала открытки с изображением своего кристалла, который включает в себя здоровье, любовь, добро.
В конце занятия воспитатель дарит детям открытки с изображением кристаллов воды.
 
Воспитатель подготовительной группы «Радуга» - Белова Алита Олеговна.
 

 

Вернуться к списку статей.