Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и
оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнездышко» управления
образования и молодежной политики администрации г. Новочебоксарска
Чувашской Республики
СЕМИНАР
Тема: «Ознакомление детей с предметами рукотворного мира»
(продолжаем изучать программу С.А. Козловой «Я - человек»)
Подготовила и провела:
Старший воспитатель МДОУ № 25
Каменских Оксана Александровна
г. Новочебоксарск
Программа «Я - человек» включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля - наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый из них имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную ценность и цель.
Продолжаем изучать программу «Я - человек» С.А. Козловой.
Раздел III. «ЧЕЛОВЕК - ТВОРЕЦ»
Цель данного раздела – привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала в личности ребенка. Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.
Этот раздел включает в себя подразделы: «Предметы рукотворного мира»; «Человек создает технику»; «Материалы, созданные человеком»; «Живая, неживая природа и человек»; «Человек-художник».
Тема нашего семинара «Ознакомление детей с предметами рукотворного мира». Для этого мы подробнее рассмотрим подразделы «Предметы рукотворного мира», «Человек создает технику» и «Материалы, созданные человеком».
Отличительной чертой человека является творческое начало, способность мыслить, создавать новое, преобразовывать мир. Есть такие люди, которые умеют придумывать, создавать что-то совсем новое, такое, чего никогда не было, но что людям необходимо. Таких людей называют творцами, изобретателями. Каждый из нас в какой-то ситуации обязательно проявляет себя как творческая личность. Дело лишь в том, что у одного акт творчества – единичный случай, а у другого – постоянное проявление, черта характера. Педагоги заинтересованы в том, чтобы с детских лет ребята не утрачивали заложенные в них способности, а наоборот, развивались как личности творческие, умелые, мыслящие.
Исходя из понимания роли взрослого в процессе социализации личности ребенка и потребности детей в подражании взрослым, тема «Человек – творец» выделяется в специальный раздел. Она нужна, чтобы показать детям эту замечательную черту взрослого человека, ее значение в развитии социального мира и внести дополнительные краски в привлекающую ребенку перспективу стать взрослым.
Начинать работу целесообразно с обогащения социального опыта детей практикой их творческих проявлений, развития воображения, фантазии. Такой методической ход позволяет идти от близкого, понятного дошкольникам к более отдаленному: от себя – к взрослому человеку.
Стимулирование воображение детей происходит в игре, труде, в художественной деятельности, в процессе целенаправленного обучения – через индивидуальную, подгрупповую и фронтальную группу работы. Это могут быть задания типа «Продолжи рисунок», «Придумай новое название известной картине», «Воображаемая ситуация» при решении проблем, к примеру, морального характера.
Очень полезны задания, разбивающие сложившиеся стереотипы, привычные решения. Так, отгадывая загадку «Зимой и летом одним цветом», дети без труда дают отгадку – ель. И это, конечно, правильно. Но полезно подумать и о других вариантах ответа: разве меняется цвет предметов в зависимости от времени года? Ребята с удивлением отмечают, что у привычной загадки может быть совсем непривычная отгадка.
Работа по воспитанию творческой личности ребенка сочетается с ознакомлением с тем, как проявляют свои творческие способности взрослые люди. Разнообразны стороны жизни взрослого человека, где он проявляет себя как творческая личность: литература, искусство, наука, изобретательская деятельность. Главной целью, определяющей направление методики, служит внушение детям уверенности в том, что можно проявить себя как творческая личность в любом виде деятельности. Надо привлечь внимание дошкольников к значимости творческого начала в личности человека, воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности. Показать детям творческое начало в личности взрослого человека можно при ознакомлении их с предметами рукотворного мира (тема: «Предметный мир и его роль в социализации личности ребенка»).
Информация о том, как человек создал технику выделяется в особый отдел. Детей привлекают бытовые приборы, которые они видят дома: телевизор, видеомагнитофон, компьютер. Многие дошкольники легко управляются с ними. Опираясь на этот интерес, полезно познакомить детей с изобретателями и их изобретениями, с изобретательством как разновидностью человеческой деятельности в области техники, с ее значимостью не только для конкретного человек, но и для человечества в целом.
На первом этапе работы требуется активизировать внимание детей на результатах изобретательской деятельности человека, создать условия для развития детского творчества. Ведущими методами на этом этапе работы являются эвристические познавательные беседы, наблюдения, экспериментирование и опыты.
Предметом наблюдений на улице может быть транспорт, работа механизмов по уборке снега на улице, стрижке газонов. А в доме – работа бытовой техники: стиральной машины, кофемолки, кофеварки, миксера, мясорубки, пылесоса и других столько же заманчивых для ребят вещей.
Наблюдения организуются в повседневной жизни, на специальных экскурсиях и сопровождаются репликами воспитателя, который восхищается умными машинами. В последующей беседе педагог не только уточняет, что из увиденного дети поняли, что запомнили, но побуждает их задавать вопросы и предлагает самим попробовать использовать технику. Например, вместе со взрослым перемолоть кофе в кофемолке (нажать кнопку) и т.д. Цель такого рода дел - вызвать интерес к технике и сделать так, чтобы ребенок не боялся ее. Важно обратить внимание детей на принцип работы технического устройства. Пусть дети посмотрят (послушают), как работает кофемолка, увидят результат – мелко перемолотый кофе. Потом воспитатель предлагает рассмотреть, как устроена кофемолка, и подумать с помощью чего достигается результат. Конечно, взрослые должны помнить о правилах безопасности и предупреждать о них детей. Тут же можно попробовать решить проблему: нам нужна сахарная пудра, так как сахарный песок слишком крупный для того, чтобы посыпать им пирог. Что делать? Где взять сахарную пудру, можем ли мы ее сами сделать? Из чего? С помощью чего? И если дети предложат кофемолку, можно уточнить, как же она выполнит такую задачу. Аргументы ребенка и будут свидетельством понимания принципа ее работы.
По аналогии с этим примером можно рассмотреть с детьми и другие принципы, заложенные в основу технического устройства, или найти тот же принцип в других приборах. Вся описанная выше работа организуется в форме опытов и экспериментирования в дошкольном учреждении или по просьбе воспитателя дома у каждого ребенка.
Результат - появление у детей устойчивого познавательного интереса к технике, ее устройству, желание самому пользоваться техникой.
На следующем этапе работы воспитатель, опираясь на уже полученные результаты, начинает разговор о тех, кто создал такую умную технику, и о том, когда вообще техника появилась на Земле.
Здесь в педагогической работе можно выделить два взаимосвязанных направлениях: выяснение, почему же у людей возникла потребность в создании техники, и ознакомление с конкретными изобретателями, учеными. связанных направления: выяснение, почему же у людей возникла потребность в создании техники, и ознакомление с конкретными изобретателями, учеными. Воспитатель подчеркивает величие человеческой мысли и значение ее для людей планеты. Поэтому, подбирая материал об ученых, изобретателях, важно рассказывать детям как о российских, так и о зарубежных великих умах. Помня о том, что мы стремимся формировать у детей полный образ взрослого человека, надо не только побеседовать об изобретателе как ученом, но и раскрыть его человеческие, личностные черты, такие, например, как преданность, самоотверженность, готовность пожертвовать собой ради того, чтобы его изобретение было признано и приносило пользу людям. Полезно упомянуть и такие качества ученого, как доброта, веселый нрав, общительность. Материал для работы воспитатель может почерпнуть из программы «Я — Человек», из детских энциклопедий и познавательной художественной литературы для дошкольников или младших школьников, но с соответствующей адаптацией на дошкольный возраст.
Основные методы на втором этапе — рассказ взрослого, эвристическая беседа, рассматривание иллюстраций к книгам, макетов, составление творческих рассказов. Главный акцент делается на методах, повышающих познавательную активность.
На третьем этапе работы воспитатель снова возвращает детей к желанию попробовать себя в изобретательстве, но уже на более высоком уровне, на который они поднялись в результате предыдущих занятий, получив достаточное представление о человеке-творце. Ребята вместе с воспитателем могут строить мост через канавку по схеме Кулибина, вертолет Леонардо да Винчи (см. публикации С. В. Кожокарь и программу «Малышам о технике» Д. С. Златопольского). Результатом должно стать новое знание о творческом начале в личности человека и желание самому заниматься изобретательством.
С этой целью можно провести:
· занятия: «Что значит «удивляться» (1, 81); «Огонь – важное открытие древнего человека» (1, 82); «Как человек огонь приручил» (1, 84); «Миф о Прометее» (1, 86); «Колесо – великое изобретение древнего человека» (1, 88); «Где живет колесо» (1,90); «Рычаг – еще одно великое изобретение древнего человека» (1, 91); «Мечта Леонардо» (1, 105); «Где живет техника» (1, 106).
· Рассказ - беседы «Изобретатель – кто он такой?» (1, 93); «Кулибин – знаменитый русский изобретатель» (1, 96); «Удивительные часы Кулибина» (1, 98); «Великий изобретатель» (1, 100); «Леонардо да Винчи – художник и изобретатель» (1, 103).
· Конструирование: «Любимая игрушка - вертушка» (1, 98); «Самоходное судно» (1, 103).
Это же направление в работе по ознакомлению с человеком-творцом может осуществляться и на другом содержании: например, знакомство детей с материалами, созданными человеком, беседа о людях творческих художественных профессий; решение задач экологического воспитания.
Содержание, конечно, имеет значение. Но самое главное, чтобы в результате такой работы произошли положительные изменения в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферах развития личности ребенка.
Литература:
1. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальной действительности. – М., 2000
2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998
Вернуться к списку статей.