Обучение детей чувашскому языку

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и

оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнёздышко»

управления образования и молодежной политики администрации

города Новочебоксарска Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ   ОБУЧЕНИЯ   ДЕТЕЙ   ЧУВАШСКОМУ   ЯЗЫКУ

 

Рекомендации для воспитателей

 

 

 

 

 

Основная цель обучения чувашскому языку.

 

Научить аудированию (восприятию) и говорению.

Говорение – образование форм и слов, а также употребление их в речи.

К концу первого года обучения ребенок должен знать 150 лексических единиц и 40-45 речевых структур (речевая структура - предложение).

К концу второго года обучения старший дошкольный возраст – 200 лексических единиц, представленных в 60 – 65 речевых структур.

К концу третьего года обучения в выпускной группе – 250 лексических единиц в 80 – 85 речевых структурах.

Помимо программы рекомендуется ежеквартально включать по 10 – 15 слов, отражающих национальную  специфику: название природно-климатических условий, название деталей одежды, продуктов питания, блюд пищи, название животных и т.п.

 

Способы введения новых слов.

 

  1. Демонстрация наглядности с одновременным названием на языке обучения.
  2. Перевод слов на родной язык детей (слова, лишенные предметности).

 

Работа над каждым новым словом состоит из нескольких этапов:

 

  1. Введение.
  2. Активизация.
  3. Проверка усвоения изолированного слова.
  4. Включение в связную речь.
  5. Составление типовых предложений или активизация.
  6. Окончательная проверка усвоения.

 

Рекомендации для воспитателей.

 

  1. Ребенок называет слово по образцу воспитателя.
  2. Ребенок произносит слово в подготовленной речи. Конструкция: усвоенное слово + новое.
  3. Называние слова в неподготовленной речи – ребенок называет слово сам.

 

Основная форма обучения чувашскому языку.

 

Специально организованные занятия в игровой форме, которые проводятся 2 раза в неделю с определенной лексической темой и в зависимости от программного содержания и темы может быть организованно в комнате, на территории детского сада и за его пределами.

 

Виды   занятий

 

  1. Занятия с введением новых слов и закреплением. (Закрепление слов, данных на предыдущем занятии, ввести новые слова и закрепить их. Чтение художественных произведений, разучивание стихотворения. Работа по таблицам. Составление различных рассказов по предметам, картинам).
  2. Обобщающее занятие  - идет закрепление материала по определенной лексической теме.
  3. Итоговое занятие – за квартал, полугодие, год по специально подобранному материалу.

 

Дни проведения: по вторникам и четвергам.

 

Части   занятий.

 

Начало занятия – заинтересовать, снять стеснительность, скованность.

Для этого применяются дидактические, словесные, хороводные игры, песни, графическое изображение предметов, игровая мотивация, названое слово на чувашском языке, дети контурно зарисовывают.

Каждое занятие должно состоять из 5-7 этапов, логически связанных между собой:

  1. Дидактическая игра.
  2. Текст произведения.
  3. Ответы на вопросы.
  4. Закрепление слов в игре.
  5. Описательный рассказ.
  6. Звуковая культура речи – отработка звуков: А, Е, У, С.
  7. Фонетические упражнения: можно использовать часы – раздаточный материал, каждый раз разное изображение предметов; можно использовать цепочку слов, карточки с изображением предметов.

 

22 апреля – ДЕНЬ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА. Необходимо проводить тематические вечера, утренники, развлечения.

 

Оснащение педагогического процесса обучения детей

чувашскому языку

 

  1. Оформление групп, где ведется обучение чувашскому языку, в чувашском стиле, с использованием чувашской символики.

 

  1. Наличие в ДОУ закона Чувашской республики о языках.
  2. Наличие программно-методического материала:
    • Перле вуларха / «Почитаем вместе» - 1, 2, 3.
    • Азбука в картинках.
    • Поиграем вместе.
    • Чувашские народные сказки.
    • Произведения для раздела «Чувашский язык».
    • Слайды.
    • Книга «Чувашские народные подвижные игры».

 

  1. Картины:

 

·         Времена года

·         Дикие животные.

·         Домашние животные.

·         Кем быть.

·         Мы играем.

·         Картины для сельского детского сада.

·         Картины для I класса.

·         Картины на классификацию предметов.

 

 

 

  1. Инновационные технологии.
  2. Таблицы «Кто и что?» - формирование представлений об одушевленных и неодушевленных предметах; «Один и много» - имена числительные.
  3. Дидактический материал к играм.
  4. ТСО: фотохрестоматии, музыкальные и художественные произведения, фонозаписи правильной взрослой чувашской речи, грампластинки, слайды.
  5. Предметы в натуральном виде, макеты, муляжи, игрушки и т.п.

 

Как проверить уровень освоения программы детей по обучению

чувашскому языку.

Текущая проверка знаний детей проводится самим воспитателем по следующей схеме:

·         Фамилия, имя ребенка.

·         Возраст.

·         Грамматическое понимание говорения (образование форм слов и употребление их в речи).

·         Лексическое понимание говорения.

·         Правильное произношение.

·         Неправильное произношение.

·         Примечание, результат.

·         Итоговая проверка проводится как самим воспитателем, так и руководителем. Осуществляется за квартал, полугодие, год. Для итоговой проверки готовятся специальные материалы.

При организации контроля проверку вести на чувашском языке.

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и

оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнёздышко»

управления образования и молодежной политики администрации

города Новочебоксарска Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ  РУКОВОДСТВА  ДОУ  ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ЗАКОНА  ЧУВАШСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ  «О  ЯЗЫКАХ  В

ЧУВАШСКОЙ  РЕСПУБЛИКЕ»

 

 

 

 

 

 

 

Организация руководства ДОУ по выполнению Закона Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике».

  1. Организационная работа:
    • изучение закона о языках;
    • наличие плана реализации Закона о языках и его выполнение;
    • работа по повышению теоретической и методической подготовки педагогических кадров.

 

  1. Деятельность ДОУ по выполнению Закона о языках.

Оснащение педагогического процесса в дошкольном учреждении:

    • Название ДОУ на двух языках, правильность оформления надписей.
    • Оформление интерьера групп и других помещений дошкольного учреждения в национальном стиле (использование чувашской народной росписи, народных игрушек, изделий из соломы, ткани, рисунков детей, лепных работ, поделок по мотивам чувашских узоров).
    • Ознакомление с искусством и изобразительной деятельностью, использование подлинных произведений чувашского народного и декоративного искусства, современные изделия народного искусства, таблиц с элементами чувашского орнамента с указанием последовательности работ по обучению приемам чувашской росписи, комплектов слайдов, фильмов, дидактических игр, по ознакомлению с жизнью и историей чувашского народа, поделок, выполненных по мотивам чувашских узоров, папки с плоскостными силуэтами и выкройками для объемных форм с целью обучения рисованию и аппликации по мотивам чувашского орнамента, примерных конспектов и примерных планов занятий.
    • Обучение второму языку, наличие плана ДОУ для развития речевой деятельности на втором языке, предметы, игрушки, макеты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картинки из серии: «Детский сад», «Наша Таня», «Привезли елку в школу», «Домашние животные», «Мы играем», «Строим дом», «Времена года», «Зимние развлечения», «Двор» и др., материалы к играм «Часы», «Цепочка», «Назови правильно» и т.д. Для формирования правильного произношения звуков чувашского языка: А, Е, С, У и русского используются таблицы «Кто и что?», «Как тата Мен?», для формирования понятий об одушевленности и неодушевленности предметов «Какой? Какая?» (род и число имен существительных), «Перре тата нумай» для закрепления понятий один и много, формирования представлений о именах числительных и т.д.
    • ТСО: диапозитивы, диафильмы, грамзаписи, фонохрестоматии музыкальных и художественных произведений, записи взрослой и детской чувашской речи для обеспечения более легкого усвоения значения слов и грамматической форм чувашского народа и более легкого их запоминания.

 

Музыкальное народное творчество

 

Оснащение педпроцесса следующими материалами: записи чувашских народных мелодий, классических и современных мелодий, детских песен, образцами народных музыкальных инструментов, иллюстраций с их изображениями, портреты чувашских композиторов, по темам «Чувашские праздники и обряды» - слайды.

 

Методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях

 

  1. Анализ документации ДОУ: устава, перспективных, годовых планов, родительских договоров. Наличие в них ориентиров развития ДОУ как чувашского национального ДОУ. Критический анализ достигнутого уровня при осуществлении главных целей и задач годового плана и его выполнение. Актуальность и значимость поставленных задач, их реализация в мероприятиях плана, действенность намеченных мероприятий по улучшению образовательного процесса.
  2. Формы и методы изучения деятельности воспитателя:
    • Регулярность проведения фронтальных, тематических проверок, изучения вопросов по выполнению «Закона о языках в ЧР» (просматриваются графы, справки по результатам обследования и т.д.)
    • Работа педагогических советов (просмотр протоколов), актуальность тематики, соответствие ее запланированным вопросам для обсуждения в годовом плане, регулярность проведения, качество решений, их конкретность и действенность, организация контроля за их выполнением, обсуждение вопросов, связанных с Законом.
    • Организация различных форм работы с педагогами с целью повышения их теоретических знаний, профессионального мастерства по вопросам двуязычия.
    • Консультации.
    • Семинары: теоретические и практикумы.
    • Коллективные просмотры педагогического процесса
    • Творческие отчеты воспитателей.
    • Изучение, обобщение и распространение положительного передового опыта (просмотр и оценка нескольких материалов представленных в методическом кабинете ДОУ), дифференцированный подход к организации вышеназванных форм, плановость, актуальность, эффективность их проведения.
  3. Работа методического кабинета ДОУ:

·         Оснащенность материалами: подбор, систематизация, оформление стендов и выставок, наличие библиотеки, картотек и т.д.

·         Эффективность работы кабинета и его влияние на педпроцесс.

 

  1. Работа с родителями:

·         Пропаганда основных положений закона о языках в работе с родителями: конференции, родительские собрания, консультации, беседы, наглядная агитация и т.д.

·         Изучение положительного семейного опыта по вопросам воспитания детей на лучших традициях и т.д.

  1. Рекомендации по изучению организации работы по обучению второму языку в ДОУ:

·         Основные виды проверочной работы:

Текущая, проводится в ходе занятия. Текущее изучение может осуществляться с использованием таблицы:

Тема:

№ п/п

ФИО

возраст

лексика

грамматика

произношение

2 занятие

 

 

 

понимает

понимает

Правильное

 

 

 

 

понимает

понимает

неправильное

 

 

    • Итоговая. В конце лексической темы за квартал, полугодие, год проводится индивидуально, готовя специальные материалы.

Например:

Для изучения уровня владения грамматическим материалом – набор соответствующих картинок или предметов.

Для проверки уровня владения грамматическим материалом – сюжетные картинки и специальные вопросы по ним (могут быть составлены вопросы для беседы с детьми по пройденному материалу и т.д.).

Примерная таблица по изучению усвоения учебного материала за квартал, полугодие.

Цель

Образцы речи

Фиксируемый результат

 

 

 

 

  1. При просмотре занятий по обучению чувашского языка обратить внимание на:
  • Выбор темы для учебно–речевой деятельности.
  • Отбор подлежащих практическому усвоению явлений строя чувашского языка.
  • Дозировка учебного материала.
  • Выбор методов и приемов обучения, среди которых на первый план выдвигаются игра и игровые приемы предъявления материала, его осознания, закрепления и активизации.
  • Тщательность продумывания методики проведения каждого занятия для предусмотрения всего необходимого для развития второй устной реи, видов работ (усвоение слов и выражений, отработка их произношения, составление диалогов и связанных высказываний с этим словом).
  • Использование активных приемов работы, максимальная активизация детей, вовлечение их в речевую деятельность.

 

  1. Приобретение определенных навыков в процессе изучения чувашского языка:
  • Восприятие на слух и понимание речи.
  • Произношение слов и простейших фраз.
  • Привитие элементарных умений и навыков отвечать на вопросы и самим задавать вопросы о знакомых предметах и явлениях окружающей действительности.
  • Умение ориентироваться в изменяющейся ситуации, нахождение речевого решения для передачи своего коммуникативного намерения, выбирая для этого освоенные лексические, грамматические средства.
  • Описание сюжетной картинки, наблюдаемой или воображаемой ситуации.

 

  1. При изучении музыкального творчества чувашского народа, народных игр в ДОУ обратить внимание:
  • На использование чувашских народных мелодий для обучения детей музыкально-ритмическим движениям, чувашских народных песен с целью обучения детей выразительному пению.
  • Знакомство с чувашскими народными традициями.
  • Обучение отдельным танцевальным элементам.
  • Применение в воспитании дошкольников чувашского национального фольклора. Использование традиционных национальных, хороводных и других видов игр. Обучение детей игре на народных инструментах.
  • Проведение развлечений, праздников на примере лучших традиций и обычаев чувашского народа. Празднование Дня чувашского языка.

 

 

По материалам Васильевой Л.Г. и Капустиной М.А.

 

 

 

Вернуться к списку статей.