Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и
оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнёздышко»
управления образования и молодежной политики администрации
города Новочебоксарска Чувашской Республики
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧУВАШСКОМУ ЯЗЫКУ
Рекомендации для воспитателей
Основная цель обучения чувашскому языку.
Научить аудированию (восприятию) и говорению.
Говорение – образование форм и слов, а также употребление их в речи.
К концу первого года обучения ребенок должен знать 150 лексических единиц и 40-45 речевых структур (речевая структура - предложение).
К концу второго года обучения старший дошкольный возраст – 200 лексических единиц, представленных в 60 – 65 речевых структур.
К концу третьего года обучения в выпускной группе – 250 лексических единиц в 80 – 85 речевых структурах.
Помимо программы рекомендуется ежеквартально включать по 10 – 15 слов, отражающих национальную специфику: название природно-климатических условий, название деталей одежды, продуктов питания, блюд пищи, название животных и т.п.
Способы введения новых слов.
- Демонстрация наглядности с одновременным названием на языке обучения.
- Перевод слов на родной язык детей (слова, лишенные предметности).
Работа над каждым новым словом состоит из нескольких этапов:
- Введение.
- Активизация.
- Проверка усвоения изолированного слова.
- Включение в связную речь.
- Составление типовых предложений или активизация.
- Окончательная проверка усвоения.
Рекомендации для воспитателей.
- Ребенок называет слово по образцу воспитателя.
- Ребенок произносит слово в подготовленной речи. Конструкция: усвоенное слово + новое.
- Называние слова в неподготовленной речи – ребенок называет слово сам.
Основная форма обучения чувашскому языку.
Специально организованные занятия в игровой форме, которые проводятся 2 раза в неделю с определенной лексической темой и в зависимости от программного содержания и темы может быть организованно в комнате, на территории детского сада и за его пределами.
Виды занятий
- Занятия с введением новых слов и закреплением. (Закрепление слов, данных на предыдущем занятии, ввести новые слова и закрепить их. Чтение художественных произведений, разучивание стихотворения. Работа по таблицам. Составление различных рассказов по предметам, картинам).
- Обобщающее занятие - идет закрепление материала по определенной лексической теме.
- Итоговое занятие – за квартал, полугодие, год по специально подобранному материалу.
Дни проведения: по вторникам и четвергам.
Части занятий.
Начало занятия – заинтересовать, снять стеснительность, скованность.
Для этого применяются дидактические, словесные, хороводные игры, песни, графическое изображение предметов, игровая мотивация, названое слово на чувашском языке, дети контурно зарисовывают.
Каждое занятие должно состоять из 5-7 этапов, логически связанных между собой:
- Дидактическая игра.
- Текст произведения.
- Ответы на вопросы.
- Закрепление слов в игре.
- Описательный рассказ.
- Звуковая культура речи – отработка звуков: А, Е, У, С.
- Фонетические упражнения: можно использовать часы – раздаточный материал, каждый раз разное изображение предметов; можно использовать цепочку слов, карточки с изображением предметов.
22 апреля – ДЕНЬ ЧУВАШСКОГО ЯЗЫКА. Необходимо проводить тематические вечера, утренники, развлечения.
Оснащение педагогического процесса обучения детей
чувашскому языку
- Оформление групп, где ведется обучение чувашскому языку, в чувашском стиле, с использованием чувашской символики.
- Наличие в ДОУ закона Чувашской республики о языках.
- Наличие программно-методического материала:
- Перле вуларха / «Почитаем вместе» - 1, 2, 3.
- Азбука в картинках.
- Поиграем вместе.
- Чувашские народные сказки.
- Произведения для раздела «Чувашский язык».
- Слайды.
- Книга «Чувашские народные подвижные игры».
- Перле вуларха / «Почитаем вместе» - 1, 2, 3.
- Картины:
· Времена года
· Дикие животные.
· Домашние животные.
· Кем быть.
· Мы играем.
· Картины для сельского детского сада.
· Картины для I класса.
· Картины на классификацию предметов.
- Инновационные технологии.
- Таблицы «Кто и что?» - формирование представлений об одушевленных и неодушевленных предметах; «Один и много» - имена числительные.
- Дидактический материал к играм.
- ТСО: фотохрестоматии, музыкальные и художественные произведения, фонозаписи правильной взрослой чувашской речи, грампластинки, слайды.
- Предметы в натуральном виде, макеты, муляжи, игрушки и т.п.
Как проверить уровень освоения программы детей по обучению
чувашскому языку.
Текущая проверка знаний детей проводится самим воспитателем по следующей схеме:
· Фамилия, имя ребенка.
· Возраст.
· Грамматическое понимание говорения (образование форм слов и употребление их в речи).
· Лексическое понимание говорения.
· Правильное произношение.
· Неправильное произношение.
· Примечание, результат.
· Итоговая проверка проводится как самим воспитателем, так и руководителем. Осуществляется за квартал, полугодие, год. Для итоговой проверки готовятся специальные материалы.
При организации контроля проверку вести на чувашском языке.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и
оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнёздышко»
управления образования и молодежной политики администрации
города Новочебоксарска Чувашской Республики
ОРГАНИЗАЦИЯ РУКОВОДСТВА ДОУ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ЗАКОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О ЯЗЫКАХ В
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»
Организация руководства ДОУ по выполнению Закона Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике».
- Организационная работа:
- изучение закона о языках;
- наличие плана реализации Закона о языках и его выполнение;
- работа по повышению теоретической и методической подготовки педагогических кадров.
- Деятельность ДОУ по выполнению Закона о языках.
Оснащение педагогического процесса в дошкольном учреждении:
- Название ДОУ на двух языках, правильность оформления надписей.
- Оформление интерьера групп и других помещений дошкольного учреждения в национальном стиле (использование чувашской народной росписи, народных игрушек, изделий из соломы, ткани, рисунков детей, лепных работ, поделок по мотивам чувашских узоров).
- Ознакомление с искусством и изобразительной деятельностью, использование подлинных произведений чувашского народного и декоративного искусства, современные изделия народного искусства, таблиц с элементами чувашского орнамента с указанием последовательности работ по обучению приемам чувашской росписи, комплектов слайдов, фильмов, дидактических игр, по ознакомлению с жизнью и историей чувашского народа, поделок, выполненных по мотивам чувашских узоров, папки с плоскостными силуэтами и выкройками для объемных форм с целью обучения рисованию и аппликации по мотивам чувашского орнамента, примерных конспектов и примерных планов занятий.
- Обучение второму языку, наличие плана ДОУ для развития речевой деятельности на втором языке, предметы, игрушки, макеты, муляжи, предметные картинки, сюжетные картинки из серии: «Детский сад», «Наша Таня», «Привезли елку в школу», «Домашние животные», «Мы играем», «Строим дом», «Времена года», «Зимние развлечения», «Двор» и др., материалы к играм «Часы», «Цепочка», «Назови правильно» и т.д. Для формирования правильного произношения звуков чувашского языка: А, Е, С, У и русского используются таблицы «Кто и что?», «Как тата Мен?», для формирования понятий об одушевленности и неодушевленности предметов «Какой? Какая?» (род и число имен существительных), «Перре тата нумай» для закрепления понятий один и много, формирования представлений о именах числительных и т.д.
- ТСО: диапозитивы, диафильмы, грамзаписи, фонохрестоматии музыкальных и художественных произведений, записи взрослой и детской чувашской речи для обеспечения более легкого усвоения значения слов и грамматической форм чувашского народа и более легкого их запоминания.
Музыкальное народное творчество
Оснащение педпроцесса следующими материалами: записи чувашских народных мелодий, классических и современных мелодий, детских песен, образцами народных музыкальных инструментов, иллюстраций с их изображениями, портреты чувашских композиторов, по темам «Чувашские праздники и обряды» - слайды.
Методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях
- Анализ документации ДОУ: устава, перспективных, годовых планов, родительских договоров. Наличие в них ориентиров развития ДОУ как чувашского национального ДОУ. Критический анализ достигнутого уровня при осуществлении главных целей и задач годового плана и его выполнение. Актуальность и значимость поставленных задач, их реализация в мероприятиях плана, действенность намеченных мероприятий по улучшению образовательного процесса.
- Формы и методы изучения деятельности воспитателя:
- Регулярность проведения фронтальных, тематических проверок, изучения вопросов по выполнению «Закона о языках в ЧР» (просматриваются графы, справки по результатам обследования и т.д.)
- Работа педагогических советов (просмотр протоколов), актуальность тематики, соответствие ее запланированным вопросам для обсуждения в годовом плане, регулярность проведения, качество решений, их конкретность и действенность, организация контроля за их выполнением, обсуждение вопросов, связанных с Законом.
- Организация различных форм работы с педагогами с целью повышения их теоретических знаний, профессионального мастерства по вопросам двуязычия.
- Консультации.
- Семинары: теоретические и практикумы.
- Коллективные просмотры педагогического процесса
- Творческие отчеты воспитателей.
- Изучение, обобщение и распространение положительного передового опыта (просмотр и оценка нескольких материалов представленных в методическом кабинете ДОУ), дифференцированный подход к организации вышеназванных форм, плановость, актуальность, эффективность их проведения.
- Регулярность проведения фронтальных, тематических проверок, изучения вопросов по выполнению «Закона о языках в ЧР» (просматриваются графы, справки по результатам обследования и т.д.)
- Работа методического кабинета ДОУ:
· Оснащенность материалами: подбор, систематизация, оформление стендов и выставок, наличие библиотеки, картотек и т.д.
· Эффективность работы кабинета и его влияние на педпроцесс.
- Работа с родителями:
· Пропаганда основных положений закона о языках в работе с родителями: конференции, родительские собрания, консультации, беседы, наглядная агитация и т.д.
· Изучение положительного семейного опыта по вопросам воспитания детей на лучших традициях и т.д.
- Рекомендации по изучению организации работы по обучению второму языку в ДОУ:
· Основные виды проверочной работы:
Текущая, проводится в ходе занятия. Текущее изучение может осуществляться с использованием таблицы:
Тема: | ||||||
№ п/п |
ФИО |
возраст |
лексика |
грамматика |
произношение |
2 занятие |
|
|
|
понимает |
понимает |
Правильное |
|
|
|
|
понимает |
понимает |
неправильное |
|
- Итоговая. В конце лексической темы за квартал, полугодие, год проводится индивидуально, готовя специальные материалы.
Например:
Для изучения уровня владения грамматическим материалом – набор соответствующих картинок или предметов.
Для проверки уровня владения грамматическим материалом – сюжетные картинки и специальные вопросы по ним (могут быть составлены вопросы для беседы с детьми по пройденному материалу и т.д.).
Примерная таблица по изучению усвоения учебного материала за квартал, полугодие.
Цель |
Образцы речи |
Фиксируемый результат |
|
|
|
- При просмотре занятий по обучению чувашского языка обратить внимание на:
- Выбор темы для учебно–речевой деятельности.
- Отбор подлежащих практическому усвоению явлений строя чувашского языка.
- Дозировка учебного материала.
- Выбор методов и приемов обучения, среди которых на первый план выдвигаются игра и игровые приемы предъявления материала, его осознания, закрепления и активизации.
- Тщательность продумывания методики проведения каждого занятия для предусмотрения всего необходимого для развития второй устной реи, видов работ (усвоение слов и выражений, отработка их произношения, составление диалогов и связанных высказываний с этим словом).
- Использование активных приемов работы, максимальная активизация детей, вовлечение их в речевую деятельность.
- Приобретение определенных навыков в процессе изучения чувашского языка:
- Восприятие на слух и понимание речи.
- Произношение слов и простейших фраз.
- Привитие элементарных умений и навыков отвечать на вопросы и самим задавать вопросы о знакомых предметах и явлениях окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в изменяющейся ситуации, нахождение речевого решения для передачи своего коммуникативного намерения, выбирая для этого освоенные лексические, грамматические средства.
- Описание сюжетной картинки, наблюдаемой или воображаемой ситуации.
- При изучении музыкального творчества чувашского народа, народных игр в ДОУ обратить внимание:
- На использование чувашских народных мелодий для обучения детей музыкально-ритмическим движениям, чувашских народных песен с целью обучения детей выразительному пению.
- Знакомство с чувашскими народными традициями.
- Обучение отдельным танцевальным элементам.
- Применение в воспитании дошкольников чувашского национального фольклора. Использование традиционных национальных, хороводных и других видов игр. Обучение детей игре на народных инструментах.
- Проведение развлечений, праздников на примере лучших традиций и обычаев чувашского народа. Празднование Дня чувашского языка.
По материалам Васильевой Л.Г. и Капустиной М.А.
Вернуться к списку статей.