Консультация для педагогов "Краеведение как форма патриотического воспитания детей"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и

оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнёздышко»

города Новочебоксарска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для  педагогов

 

Тема: «Краеведение как одна из форм патриотического воспитания детей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Подготовила и провела:

                                                                                             Старший воспитатель МДОУ № 25

                                                                                            Каменских Оксана Александровна

 

 

 

 

 

 

Решение проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано прежде всего с особенностями возраста.

Данный отрезок времени - наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, т.к. детские образы, восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а и иногда на всю жизнь.

В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, игрушках, играх, впечатлениях о природе родного края, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живет ребенок. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.

В последние годы многие детские сады стали увлекаться краеведе­нием. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие пред­ставления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. По­этому необходима организация соответствующей предметно-простран­ственной среды (центра краеведения). Цель создания центров - всесто­ронне изучение родного края, Поволжья, России. В задачи же входит сле­дующее:

-     научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

-     пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;

-    воспитывать    уважение    к    культуре   других   народов,    готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

-  пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

-   развивать   потребность   в   самостоятельном   освоении   окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Методы и формы работы по краеведению в дошкольном учреждении:

  • приобщение детей к истории родного края, быта, традициям, культуре людей его населяющих;
  • создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
  • практическое действие с предметами;
  • использование ассоциативных связей;
  • музыкально-театрализованная деятельность;
  • самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
  • проведение экскурсий самими детьми.

Центр краеведения в детском саду должен соответствовать определенным требованиям:

  • хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
  • целесообразность размещения экспонатов, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
  • расположение центра вне спальной комнаты;
  • возможное объединение уголка изодеятельности и центра краеведения.

Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста  детей.

Младший возраст (4 год жизни):

- Альбомы: «Наша семья», «Мой город», «Наш детский сад», «Улицы города Новочебоксарска», «Праздники дома и в детском саду».

- Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды чувашского народа, потешки, скороговорки.

- Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Чувашии», «Наш город в разное время года».

- Игры «Оденем куклу» (национальные костюмы).

- Книжка-раскраска «Моя улица», «Мой дом».

- Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающем мире.

- Совместные работы из бросового и природного материала.

- Образцы декоративно-прикладного искусства.

- Куклы в национальном костюме.

Средний возраст (5-ый год жизни)

-Альбомы выше перечисленные плюс альбом «Моя Чувашия».

-Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки, рассказы и стихотворения о городе Новочебоксарске, Чебоксарах, Чувашии.

-Папки-передвижки: «Я живу в Новочебоксарске», «Новочебоксарск в разные времена года», «Животный и растительный мир Чувашии».

-Игры   «Мое   настроение»,   «Мой   город»   и   другие   разработанные воспитателем.

-Картинки-иллюстрации аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием.

-Элементы одежды, посуды чувашского народа.

-Элементы одежды, посуда народов Поволжья.

-Игрушки народов Поволжья.

-Народные музыкальные инструменты (трещётка, ложки).

-Аудио и видеокассеты о природе родного края.

-Куклы в национальных костюмах.

-Поделки из природного и бросового материала.

-Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья (игрушки-дымка, богородская, филимоновская).

 

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

-Альбомы выше перечисленные плюс «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, «Химпром», промышленность), «Наша республика» (медицина, спорт, культура, образование, промышленность), «Народы Поволжья», «Чувашия» (города, костюмы, песни, национальная кухня), города России, костюмы, национальная кухня.

-Предметы искусства народов Поволжья.

-Предметы одежды и быта народов Поволжья.

-Художественная литература.

-Традиции и обычаи, фольклор (описания, иллюстрации).

-Символика государственная Чувашии, Новочебоксарска, России.

-Макеты или план детского сада, микрорайона, города.

-Аудио и видеокассеты о родном крае.

-Рисунки детей.

-Куклы в национальных костюмах.

-Альбомы одежды ( всех времен и народов).

- Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.

-Выставка детских работ и рукоделие (вышивка, вязание, плетение и прочее).

Ознакомление с важнейшими государственными символами традиционно входит в содержание патриотического воспитания .Однако принципы и методы такой работы раскрыты и представлены недостаточно в программах и в методических пособиях по этому разделу.

В полной мере понять и осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цвета и образов- не простое дело для дошкольника, поскольку образно-символическое мышление у них развито еще недостаточно, запас знаний об историческом прошлом Родины невелик кругозор не обширен. Поэтому, подбирая методы и приемы патриотического воспитания должны учитывать все особенности дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.

В содержание материалов краеведения в старших группах входит наличие государственного флага и герба. А известно ли нам сама история происхождения государственных символов? «Не зная прошлого, не узнаешь настоящее»,- говорят в народе. История флага начиналась с истории стяга. В давние времена жизнь наших предков была очень неспокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал палку, на конец которой привязывал пучок травы, ветки или конский хвост, окрашенный яркой краской, поднимал ее высоко над головой. Такой знак был виден издалека. Со всех сторон к воину с такой палкой подходил, стягивался народ. А палку с пучком травы так и называли -стяг. Под стягом собиралось войско, которое отправлялось защищать свою землю.

Однажды кто-то придумал вместо травы или конского хвоста прикрепить к палке кусок ткани. Ткань развевалась, трепетала на ветру и была хорошо видна издалека. Так появились первые флаги. Каждый город, каждое войско имели свой флаг. Дело в том, что по цвету флага можно было определить, какие войска приближаются к городу. Это могли быть и воины, которые возвращались домой. Но могли быть и враги, желающие захватить город. Заходили на отдых войска дружеского города. Когда город захватывали враги. Они тут же вывешивали на башнях свой флаг. Увидев флаг, проходившие мимо странники понимали, стоит заходить в этот город или лучше обойти его стороной.

Постепенно размеры полотнищ увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» («священные знаки»). Так появилось слово «знамя». Знамена тоже имели различные цвета - зеленые, желтые, белые, красные. Их украшали богатые узоры. Лики святых, звезды и кресты блестели золотом и серебром. Иногда для полковых знамен использовали сочетание белого, синего и красного. Когда в России правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо - «Орел». На его борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак - флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее Российскому государству. Мы точно не знаем. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов. Возможно. Он использовал древний герб московских князей: белый - Святой Георгий Победоносец, синий – развивающийся плащ   всадника,   красный-фон,   щит   герба.   Изображение   всадника, поражающего черного дракона, означает победу справедливости, добра над злом.

И в те времена и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир  и  чистоту  совести,  синий -  небо,  верность  и  правду, красный-огонь и отвагу.

Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое назначение?

Верхняя белая полоса - символ чистоты намерений и благородства - означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам.

Синяя полоса в середине - символ миролюбия - говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса-символ отваги - означает, что каждый гражданин готов защитить свободу и честь Родины от врагов. Мы знаем, что древние флаги-стяги служили для объединения войска.

Государственный флаг означает единство страны, этот же смысл имеют и полковые знамена, и флаги общественных объединений, организаций. Например, знамя международного олимпийского комитета объединяет спортсменов всего мира.

Есть у флага и другое назначение - служить знаком или символом власти. Это королевские, царские и президентские знамена. Президент России тоже имеет такой флаг. Он называется штандартомПрезидента Российской федерации. Это флаг квадратной формы. На фоне белой, синей, красной полос в центре расположен герб России. Края штандарта украшает золотая бахрома.

История герба, так же как и флаг, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. А что защищало воина? (доспехи, щиты). Флаг помогал определить, где свои войска, а где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи. Было трудно определить, где свои, а где - чужие. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия, разноцветные плащи и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак изображен на щите. На большом щите рисунок был хорошо заметен. Щит с рисунком носил не только рыцарь, но и его воины. Чаще всего рыцарь изображал на щите-гербе животных, с которыми себя сравнивал, на которых хотел быть похожим. Например, изображение льва рассказывало о том, что рыцарь считает себя таким же сильным и храбрым, как лев. Ящерица на щите напоминала о ловкости и быстроте его хозяина. Рыцари очень дорожили своим гербом, передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его.

Простые люди всегда старались селиться поближе к рыцарскому замку. Они надеялись, что хозяин и его войско защитит их в случае нападения. Так постепенно вырастал город,  а герб рыцаря-хозяина становился гербом всего города. Над воротами вывешивали щит-герб. Благодаря этому любой гость, путешественник знал. Что у города есть надежная защита, а его хозяин мудр, как сова, или бесстрашен, как волк, или хитер, как лиса.

Прошло много лет. Уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты, но гербы остались. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если внимательно посмотреть на гербы. То можно заметить,   что  чаще  всего  их  по-прежнему  изображают  в  виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители встанут на защиту города, страны. На щите обычно изображается то, чем славится город, гордится, дорожит.

Материал содержания центр краеведения должен быть интерактивен, тогда он будет использован эффективно.

Варианты использования в работе с детьми.

1 .Детям предлагается дидактическое пособие «Собери герб».

Изготовить  из  картона поля герба разнообразных  цветов.  Силуэты разных    животных    и    растений,    предметов.    Предложить    детям представить себя старинными рыцарями и создать собственный герб. Объяснить свой выбор изображения на гербе.

2.Предложить подумать и создать герб группы, детского сада.

3.Домашние задания:

Поискать дома изображения гербов разных стран, народов, городов. Это могут быть иллюстрации, фигурки рыцаря со щитом. Монеты, значки, открытки, предметы домашнего обихода и т.д. Результаты поиска могут послужить    толчком    к    созданию    мини-музея    «Государственные символики».

Вместе с родителями продумать герб своей семьи, нарисовать его и дать пояснения к изображенным символам.

Домино «Гербы народов мира». Возможен сбор флагов разных стран,
коллекция денежных единиц с государственной символикой, коллекция
нашивок разных служб и организаций с элементами символики.

Задание «Сложи флаг своей страны».

Раздаточный материал. Индивидуальные пакеты с цветными полосками - красный, синий, белый. Выполнение действий. Дети из полосок красного, белого и синего цвета складывают флаг нашей страны. Воспитатель говорит: «Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание».

Дети отвечают на вопросы:

-Какого цвета первая сверху полоска?

-Расположенная над синей полоска?

-Между белой и красной?

6.Игра «В дальние страны».

Дети, глядя на таблицу «Флаги государств Европы». Объясняют свой выбор. Затем сравнивают изображения флага России с изображение флагов других государств.

7.Игра «Возвращайся домой».

Дети выбирают билеты с изображением флага России, затем входят в «поезд» (расставленные стулья) с российской символикой, занимают места. Звучит музыка «Моя Россия», муз. Г.Струве, ел. Н.Соловьевой.

Дети  имитируют стук колес.

8.3адание - «Раскрась Государственный флаг России».

9.Упражнения с заданиями:

-найдите   флаги   по   типу:   а)   три   горизонтальные   полосы;   б) три вертикальные полосы;

-найдите флаги с синей (красной, желтой) полосой;

-найдите флаги с рисунком (без рисунка);

-найдите флаги с изображением животных (растений, птицы);

-найдите знакомый флаг;

-покажите флаг, который больше всех вам нравится, объясни почему;

-найдите флаг, который очень похож на российский.

Примечание. Подобные упражнения выполняются индивидуально или малыми подгруппами. Для подержания интереса можно внести соревновательный элемент: «Кто  найдет больше», «Кто найдет быстрее».

Карта.

Формы работы с картами тоже может быть разнообразными. «Кто где живет» (на карте населенного пункта флажками отмечаются дома, в которых живут дети, улицы, на которых живут бабушки и другие родственники). «Где живут мои родные» (работа с картой России, стран СНГ, мира).

Могут быть различные варианты:

-на карте республики флажками отметить все города, где проживают родственники детей;

-отметить все населенные пункты, где побывали дети и т.д.

Отметки на картах следует делать флажками, вырезанными из бумаги разного цвета. Например: у Арины все флажки будут красного цвета с буквой А, у Вероники - зеленые, с буквой В и т.п. В этом случае дети легко находят свои флажки, а на карте четко видно, в какой местности чьих флажков больше.

Другой вариант - «Куда бы я хотел поехать путешествовать?» Если карта используется с природными зонами, есть возможность поговорить о том, какой климат в данной местности, какие животные, какие растения растут. Темы для разговора могут быть любые. Главное, чтобы дети могли связать теоретические знания (полученные с помощью карты) с жизнью.

Познакомить с историей страны возможно через народные игрушки. Как известно, кукла сопровождала наших предков, особенно женщин, практически в течение всей жизни.

Традиционно существовали народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая, игровая. Отличительная особенность обереговой и обрядовой -отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа. Лицо же рассматривали как ее отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастера не удавалось, то это исказило бы душу куклы. Куклы с искаженной душой не годились для обрядов. Применение же игл для изготовления культовых кукол не допускалось потому, что иглы нередко использовались для проведения колдовских обрядов. В современную эпоху назначение этих кукол изменилось. Психологи считают, что безликие куклы воспринимаются детьми органично, потому что у ребенка живое воображение и он сам « доигрывает» лицо, представляя его мимику таким, как ему хочется.

При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Дело в том, что в некоторых областях России таких кукол изготавливали не только для игр. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения игрой, умения шить и вышивать. Кукла « Пеленашка».

Кукла Пеленашка относится к оберегам. Для пеленашки обычно брали  лоскут старой, изношенной одежды. Из одного лоскута скатывали столбик-тело. В области шеи и талии его перевязывали ниткой. Цветной лоскуток-платок покрывал головку, а во второй цветной лоскут куклу пеленали. Спеленатая кукла обвязывалась цветной тесьмой или лентой. Последовательность изготовления Пеленашки такова:

  1. Белый лоскут скатывают столбиком.
  2. Столбик кладут на середину второго (цветного) лоскута. (Иногда
    на этом этапе третьим лоскутом столбику обвязывали «головку» -
    как платочком).
  3. Далее столбик пеленается так же, как настоящий ребенок.
  4. Пеленашка обвязывается разноцветной нитью.

Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленатую куклу. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Спеленатую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она находилась до его крещения, сбивая злых духов с толку и принимая на себя его напасти. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранилась вместе с крестильной рубахой.

Еще одна очень популярная кукла наших предков - Вертута. Само слово подсказывает способ ее изготовления. Кукла вертится из лоскутов ткани.

  1. Для изготовления Вертуты нужно взять небольшой лоскут ткани и
    свернуть его трубочкой.
  2. Полученную полотняную трубочку сложить вдвое пополам.
  3. Скатать трубочкой второй лоскут — это будут ручки. Их нужно
    проложить между скатанными трубочками.
  4. Нитью перетянуть верхнюю часть сложенной пополам трубочки
    над руками - оформить головку. Под руками тоже перетянуть
    нитью, обозначив талию.
  5. Юбочка    -    привязанные    к    талии    разноцветные    лоскутки.
    Небольшой тканевый прямоугольник может стать фартуком.

Для изображения мальчика две трубочки, находящиеся ниже талии, перевязывают нитью на концах.

Как использовать в работе с детьми.

Играя с куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, одевают их, придумывают о них рассказы, разыгрывают сцены. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук. Воспитатель периодически рассказывает о традициях в использовании кукол, способах ее изготовления, читает потешки, показывает иллюстрации, рассказывающие о старых временах. Ниже приводится материал, который может быть использован для рассказа.

-У каждого из вас, ребята, конечно же, самый любимый магазин -магазин игрушек. Каких только там нет! На любой вкус- и для девочек, и для мальчиков. Даже трудно представить, что было время, когда таких


 

магазинов не было. А где же брали игрушки? Или они совсем не играли? Конечно же, играли! А игрушки брали не в магазине, а делали сами. Представьте себе такую картину. Собрались девочки поиграть, а кукол нет! Вы думаете, они расстроились? Как бы не так! Огляделись девочки вокруг. Вот одна сорвала травки пучок, перевязала ее вверху травинкой, отделила по пучку на ручки, перевязала в поясе, распушила юбочку. Получилась кукла. Вторая вытащила из соломенной крыши пучок соломы и ловко скрутила себе куклу. А третья подобрала кукурузную кочерыжку и завернула в тряпицу - вот вам и пеленашка. А вот еще одна в дом метнулась - там мать только что плотно соткала и начала кроить рубаху. Да ни один лоскуток не выбрасывает. В хозяйстве любая тряпица пригодится. Крутится дочурка у маминых ног да лоскутки собирает - куклу вертит. Яркая кукла получилась, нарядная!

В старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти все, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать все, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как в современных магазинах. Но и в старину дети любили их ничуть не меньше, чем вы любите сейчас свои.

Таким образом, рекомендуется принять сведения и информацию, полученную на консультации и продолжить работу по организации развивающей среды, в частности каждой группе оформить « центр краеведения» («Уголок Родины»), способствующий патриотическому воспитанию дошкольников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1. Ривина Е.К. российская символика: Методическое пособие к иллюстративно-дидактическому материалу для дошкольных образовательных учреждений. – М., 2004

2. Рыжова Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду. – М., 2008

3. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003

 

 

Вернуться к списку статей.