Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и
оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнездышко»
города Новочебоксарска
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Подготовила и провела
Старший воспитатель
Каменских О.А.
Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.
В.А. Сухомлинский
Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии с сферой его интересов.
Продолжительность самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.
Этапы работы по самообразованию:
1. Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомитель-ный). Включает в себя:
· Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.
· Изучение периодической печати.
· Посещение библиотек.
· Знакомство с работами других педагогов.
· Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме самообразования.
2. Практический этап. На данном этапе педагог может:
· Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.
· Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.
· Разработка конспектов занятий.
· Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.
· Подготовить консультации по теме.
· Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.
· Разработать проект.
· Разработать опросники для диагностирования детей.
· Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.
· Создать собственные методические пособия, атрибуты.
· Участвовать в работе конференций, семинаров.
3. Итоговый этап (отчет). Формы отчета:
· Презентация проекта.
· Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.
· Открытые просмотры.
· Мастер – классы.
· Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.
· Консультации для педагогов по теме самообразования.
· Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ, методических пособий.
· Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).
· Неделя педагогического мастерства.
· Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.
· Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.
Педагогу, изучая ту или иную проблему, необходимо вести «рабочую тетрадь». В «рабочей тетради» ведутся записи деятельности педагога по самообразованию: краткого содержания изученной литературы, предлагаемых конспектов по теме, самоанализ и т.д.
Предлагается образец ведения «рабочей тетради».
Дата |
Деятельность педагога |
Примечание |
7.09.08. |
Изучаемая литература: Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. О.Ф. Горбатенко и др., М., 2008 |
Раскрывается опыт по созданию предметно-развивающей среды в группах – стр. 45. |
15.09.08. |
….. |
….. |
12.10.08. |
….. |
…… |
6.02.09. |
Подготовлена консультация для педагогов |
Тема: «Рекомендуемые комплексы дыхательной гимнастики» |
10.03.09. |
……. |
…… |
18.04.09. |
…… |
…… |
20.05.09. |
Мастер - класс |
Тема: «упражнения по применению современных здоровье сберегающих технологий» |
План самообразования
Этапы |
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Информационно- подготовительный |
1. Изучение литературы. 2. Посещение библиотеки. 3. …. |
Сентябрь-октябрь Постоянно …. |
….. |
… |
….. |
…. |
….. |
….. |
Воспитатели, обучающиеся в педагогических вузах, планы самообразования не ведут. Однако педагог может поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.
Несколько советов занимающимся самообразованием
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, т.к. многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарских педагогических советах, участие в дискуссиях и т.д.
Литература:
1. Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ./Справочник старшего воспитателя.- № 2. – 2007.
2. Кучергина О.В. Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения/ Управление ДОУ. - № 2. – 2006.
3. Маханева М.Д. Самообразование педагогов/ УправлениеДОУ. - № 1. – 2004.