Консультация для педагогов "Самообразование"

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и

оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнездышко»

города Новочебоксарска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

 Тема: «Самообразование педагога ДОУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

Старший воспитатель

Каменских О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «самообразование» состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине.

В.А. Сухомлинский

 

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.

Темы для самообразования педагогами могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Тема для самообразования выбирается педагогом, исходя из его затруднений по какому-либо направлению работы или в соответствии с сферой его интересов.

Продолжительность самообразования может быть учебный год или достаточно длительный период – 2 – 3 года.

Этапы работы по самообразованию:

1.    Информационно – подготовительный этап (вводно-ознакомитель-ный). Включает в себя:

·         Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

·         Изучение периодической печати.

·         Посещение библиотек.

·         Знакомство с работами других педагогов.

·         Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме самообразования.

2.    Практический этап. На данном этапе педагог может:

·         Составить картотеки игр и упражнений по теме, над которой работает.

·         Разработать схемы, модели, алгоритмы по теме самообразования.

·         Разработка конспектов занятий.

·         Разработать рекомендации, памятки для педагогов и родителей.

·         Подготовить консультации по теме.

·         Разработать и апробировать систему работы по конкретному разделу программы – составление перспективного плана и подбор методов, приемов для развития детей.

·         Разработать проект.

·         Разработать опросники для диагностирования детей.

·         Создать фотоальбом или видеофильм по проблеме, над которой работает педагог.

·         Создать собственные методические пособия, атрибуты.

·         Участвовать в работе конференций, семинаров.

3.    Итоговый этап (отчет). Формы отчета:

·         Презентация проекта.

·         Выступления на педсоветах, «творческих гостиных» - по обмену опытом и педагогических находок.

·         Открытые просмотры.

·         Мастер – классы.

·         Участие в конкурсах «Воспитатель года», «Педагог-психолог года» и т.д.

·         Консультации для педагогов по теме самообразования.

·         Внедрение в педагогический процесс проектов, рабочих учебных программ, методических пособий.

·         Ознакомление коллег с новинками методической литературы по теме самообразования (проблеме).

·         Неделя педагогического мастерства.

·         Анализ взаимопосещений, видеоматериалов.

·         Выставки работ воспитателей и детей по темам самообразования.

Педагогу, изучая ту или иную проблему, необходимо вести «рабочую тетрадь». В «рабочей тетради» ведутся записи деятельности педагога по самообразованию: краткого содержания изученной литературы, предлагаемых конспектов по теме, самоанализ и т.д.

Предлагается образец ведения «рабочей тетради».

 

Дата

Деятельность педагога

Примечание

7.09.08.

Изучаемая литература:

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. О.Ф. Горбатенко и др., М., 2008

 

Раскрывается опыт по созданию предметно-развивающей среды в группах – стр. 45.

 

15.09.08.

…..

…..

12.10.08.

…..

……

6.02.09.

Подготовлена консультация для педагогов

Тема: «Рекомендуемые комплексы дыхательной гимнастики»

 

10.03.09.

…….

……

18.04.09.

……

……

20.05.09.

Мастер - класс

Тема: «упражнения по применению современных здоровье сберегающих технологий»

 

План самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

выполнения

Информационно- подготовительный

1.    Изучение литературы.

2.    Посещение библиотеки.

3.    ….

Сентябрь-октябрь

Постоянно

….

…..

…..

….

…..

…..

 

Воспитатели, обучающиеся в педагогических вузах, планы самообразования не ведут. Однако педагог может поделиться с коллегами своими новыми знаниями по отдельным предметам.

 

Несколько советов занимающимся самообразованием

 

ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, т.к. многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарских педагогических советах, участие в дискуссиях и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.                     Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ./Справочник старшего воспитателя.- № 2. – 2007.

2.                     Кучергина О.В. Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения/ Управление ДОУ. - № 2. – 2006.

3.                     Маханева М.Д. Самообразование педагогов/ УправлениеДОУ. - № 1. – 2004.

 

 

 

Вернуться к списку статей.