Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и
оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнездышко» управления
образования и молодежной политики администрации г. Новочебоксарска
Чувашской Республики
СЕМИНАР
Тема: «Организация работы по темам: «Человек и природа»,
«Человек - художник»
(продолжаем изучать программу С.А. Козловой «Я - человек»)
Подготовила и провела:
Старший воспитатель МДОУ № 25
Каменских Оксана Александровна
г. Новочебоксарск
Творчество человека разнообразно. И ребенок может убедиться в этом на примере практически любого вида деятельности взрослого человека.
В программу «Я — Человек» мы включили подраздел «Материалы, созданные руками человека», чтобы, рассматривая эту тему, показать человека-творца, продолжать формировать у детей представления об этой важной черте человека и воспитывать, поддерживать желание самому становиться творческой личностью.
Постоянно в своей жизни и разнообразной деятельности ребята встречаются с предметами, вещами, изготовленными из разных материалов. И постепенно они начинают не только различать материалы, но узнавать об их свойствах, качествах. Опираясь на сведения, полученные детьми спонтанно, можно их знания систематизировать, углубить и в то же время способствовать развитию логического мышления, познавательных интересов.
Вот как решала в своей работе эти задачи воспитатель Екатерина Павловна Петрова. Для ознакомления с каждым материалом как результатом творческой деятельности человека она разрабатывала «мини-систему», в которую входили занятия, опыты, экспериментирования, наблюдения, игры, труд. Все вместе давало возможность воспитателю формировать у детей представления о каждом материале, его свойствах, качествах, назначении. Ребята узнавали об этом не только со слов воспитателя, они сами могли испробовать материал, проверить его особенности. В каждой «мини-системе» обязательным смысловым компонентом был разговор с детьми о том, что создал материал творческий человек, что благодаря таким людям мы имеем множество нужных материалов и вещей, из них изготовленных.
Приведем для примера несколько «мини-систем», предложенных педагогом.
Знакомство детей подготовительной группы с металлом
«Мини-систему» можно представить в следующей таблице. (Работа проводилась в течение 2 недель.)
Занятия |
Игры |
Наблюдения |
Опыты |
Свободная деятельность |
Рассказ-беседа: «Что такое металл» |
Дидактические игры: «Кто больше знает», «Хорошо - плохо», «Что из чего сделано» |
Рассматривание сооружений и предметов из металла |
Проверка свойств металла: прочный, проводит тепло, холод, блестит |
Рассматривание иллюстраций из книги Е.Пермяка «Иголкины братья» |
До проведения занятия воспитатель приносит в группу разные предметы, сделанные из металла: детские игрушечные машины, ведерки, конструктор; «взрослые» предметы: кастрюлю, ложки, украшения из серебра. Дети рассматривают предметы без пояснений воспитателя. Затем вносятся иллюстрации, на которых изображена доменная печь, плавка металла, труд металлурга. Затем проводится рассказ – беседа «Что такое металл» (1, 110)
Помимо таких бесед и очень интересных для детей опытов и экспериментирования, воспитатель в свободное время проводит дидактические игры типа «Кто больше знает?», «Что из чего сделано», «Хорошо — плохо». Эти игры помогают закрепить полученные знания, увидеть что-то новое. Например, в игре «Хорошо-плохо» дети находили новые хорошие и плохие стороны в металле. Игра может проводиться в разных формах. Особенно ребятам нравится, когда присутствует элемент соревнования. Одна команда называет преимущества металла, а другая — недостатки. Например, дети назвали:
Хорошо, удобно для человека: металл не мнется, он прочный, можно стул сделать или кровать — и не упадешь и т.д.
Плохо, неудобно для человека: металл тяжелый, из него не сошьешь одежду, когда пьешь из кружки что-то горячее, можно обжечься и т.д.
Кроме игр детям можно предложить разные игровые задания. Например, «Посмотри на материал и составь про него загадку». Такие задания обычно привлекают дошкольников. Вот пример одной из загадок, которую придумал ребенок: «Это материал, из которого человек делает иголки, гвозди, ключи, самолеты, он прочный, твердый» или еще: «Его делают в больших печах, там очень жарко. Его придумал человек, а помогла придумать природа».
Интересна выставка «Что можно сделать из металла». Она состоит из детских рисунков и предметов, изготовленных из металла и принесенных на выставку родителями и сотрудниками детского сада.
Подобную «мини-систему» можно разработать и для ознакомлению детей с тканью.
Занятия . |
Игры |
Труд |
Свободная деятельность |
Наблюде- ния |
Опыты |
Ручной труд: «Плетение ковриков» * |
Дидактиче- ские игры: «Кто боль- ше знает», «Хорошо — плохо», «Что из че- го сделано» |
Вязание одежды куклам |
Чтение сказки Э. Петишка «Как кроту штанишки сшили», рассказа К. Ушин- ского «Как рубашка в поле вы- росла» |
На прогул- ке и в по- мещении наблюде- ние за тем, во что оде- ты люди |
Проверка на опыте свойств тканей |
На одном из первых занятий воспитатель уточняет знания детей о ткани. Предлагает найти в окружающей ребенка среде что-то сделанное из ткани. Сравнивают разные ткани по плотности, по цвету и определяют, какая ткань какой цели более соответствует. Например, рассматривая тонкую шелковую ткань, воспитатель говорит: «Какая красивая ткань, вот бы сшить из нее зимнее пальто». Дети сначала недоумевают, правду ли говорит взрослый? Потом некоторые начинают высказывать сомнение: «Из такой ткани нельзя шить зимнее пальто, она холодная». Так, обыгрывая свойства и качества ткани, педагог подводит детей к самостоятельному заключению: ткани бывают разные. Появляются вопросы, на которые ребята вместе с воспитателем ищут ответ: зачем нужны разные ткани, откуда вообще берутся ткани (растут в поле?!), кто делает ткани, из чего делают ткани, какими свойствами обладает ткань, чем она удобна и чем неудобна?
Ответы на многочисленные вопросы дети получают, проводя опыты и эксперименты с тканью: Что будет, если ткань намочить? Можно ли ткань разорвать, разрезать? Можно ли из ткани построить дом?
После серии опытов, наблюдений, сравнения ткани с другими материалами воспитатель может провести занятия, на которых познакомит ребят с историей и технологией создания тканей. Помогут в этом рисунки, иллюстрации к книгам, а также собственная деятельность детей по плетению ковриков и вязанию, придумывание ими самими рисунков для тканей (поработаем художниками).
В процессе этой работы следует останавливать внимание дошкольников на том, что очень важно, — на творческой деятельности человека, на том факте, что она направлена на благо людей и удовлетворение их потребностей. Собственно, речь идет о том же, что и в беседах, например, об использовании колеса (прялки), о создании ткацких станков.
Нет необходимости знакомить ребят со всеми материалами, созданными руками человека. Воспитатель может провести отбор, исходя из особенностей своего региона, из того, с какими материалами дети чаще встречаются, но логика ознакомления, предложенная здесь, оправдала себя и может быть рекомендована всем.
В книге «Мой мир» Козловой С.А. предлагается примерный объем знаний, которые могут быть сообщены детям о других материалах. (1, 113)
Раздел «Человек - художник»
Традиционно, когда знакомят детей с творческим началом в личности взрослого человека, то обращаются к композиторам, художникам, писателям — людям художественных, творческих профессий. Разумеется, мы не отрицаем такого подхода, правда, при условии более широкого понимания творчества и его проявления в деятельности человека. Об этом речь шла выше, когда мы советовали знакомить детей с изобретателями, учеными и просто настоящими мастерами своего дела.
Но, безусловно, через музыку, слово, рисунок, архитектуру можно ярче и доступнее продемонстрировать даже маленькому ребенку-дошкольнику величие и очарование искусства, оказывающего огромное влияние на нас. А создает это божественное искусство — Человек. Человек творческий, человек одаренный.
В программе «Я — Человек» выделен подраздел «Человек — художник» с целью показать детям еще одну грань человеческой души и деятельности. В дошкольной педагогике (как в теории, так и в практической работе) накоплен достаточный материал по ознакомлению детей с великими художниками, композиторами, писателями. Мы же остановимся на том, что отличает нашу программу (по этому разделу) от других. Мы постарались провести в жизнь идею кандидата педагогических наук, доцента Дубровской Елены Александровны: триединство образа художника. Суть такого подхода заключается в том, что педагог рассказывает о композиторе, создавшем музыку, об исполнителе, который доносит до слушателя написанное композитором произведение, и о слушателе, который способен это произведение воспринимать и понимать. Каждый участник процесса должен бьггь по-своему человеком творческим.
Рассмотрим реализацию идеи на одном из примеров.
На музыкальных занятиях детей знакомят с творчеством Петра Ильича Чайковского. Ребята слушают в записи и в исполнении музыкального руководителя «Детский альбом» и «Времена года», обсуждают содержание и характер услышанного, составляют словесный портрет, рисуют свои впечатления — все это дает возможность детям почувствовать музыкальное произведение. На такую эмоционально подготовленную почву хорошо ложится рассказ о том, кто создал эту прекрасную музыку — о композиторе. Провести такую беседу может как воспитатель, так и музыкальный руководитель. Хорошо, если в содержание рассказа о композиторе будет включена интересная детям информация о его детстве, о том, когда и как проявился его талант. К примеру, Моцарт или Чайковский уже 5—6 лет сочиняли и исполняли свои первые музыкальные произведения. Это послужит своеобразным примером для детей, будет вселять веру в то, что и они когда-то могут стать вот такими талантливыми людьми.
На отдельном занятии можно продолжить разговор и остановить внимание дошкольников на том факте, что композитор, о котором им рассказали прежде, записал свою музыку с помощью нот (показать детям ноты). Зачем он это сделал? Чтобы то, что он сочинил, не забылось и чтобы другой человек мог исполнить его творение.
И вот уже прошло много-много лет, а произведения, написанные Чайковским, и сегодня доставляют нам наслаждение. Любой ли человек может их исполнить? Детям предлагается подойти к инструменту и проиграть, прочесть ноты. Ребята понимают, что они не могут этого сделать. И не только потому, что пока еще не знают нот, но и потому, что исполнению музыкальных произведений нужно учиться. И даже среди тех, кто научился играть по нотам, есть те, кто делает это замечательно, и есть те, кто исполняет не так уж хорошо. Очень важно, чтобы исполнитель (так называют человека, который исполняет произведения — играет на музыкальном инструменте то, что написал композитор) был тоже человеком творческим. Воспитатель (музыкальный руководитель) показывает детям портреты известных исполнителей, предлагает ответить на вопросы: Зачем нужен исполнитель? Почему он должен быть талантливым, творческим человеком?
Можно дополнить рассказ о данной профессии тем, что исполнители нужны разные — в зависимости от того, какое произведение написал композитор. Если он написал инструментальную музыку — нужен исполнитель на музыкальном инструменте. А если композитор написал музыку к балету? Какие исполнители нужны? А если оперу? Обсудив эти вопросы, стоит перейти к просмотру видеозаписей отрывков из балета, к примеру из «Щелкунчика», «Лебединого озера». Конечно, хорошо, если дети с родителями посетят музыкальный театр и увидят на профессиональной сцене балет, послушают оперу.
Воспитатель снова возвращает ребят к разговору о том, насколько важна роль исполнителя. Если бы не он, мы никогда не узнали бы, что написал великий композитор. Исполнители делают жизнь произведения бесконечно долгой — благодаря им мы можем слушать музыкальные произведения, созданные очень давно.
И наконец, педагог привлекает внимание детей к ним же самим.
— Ребята, а как вы считаете, помогаете ли вы композитору и исполнителям в чем-нибудь? Давайте вместе подумаем, порассуждаем. Для кого писал свою музыку композитор? Для кого воссоздает эти мелодии исполнитель? Для нас с вами. А если мы не умеем, не хотим или еще не научились слушать музыку? Услышать ее так, как написал композитор, — дело непростое. Но вы уже кое-что умеете. Послушайте еще раз пьесу «Болезнь куклы». Расскажите, что вы услышали. Ведь композитор не сказал ни одного слова, а вам стало жаль куклу. Если бы Петр Ильич Чайковский мог сейчас видеть и слышать вас, он бы обрадовался, так как не напрасно трудился: те, для кого он писал, — дети — поняли его, смогли услышать, почувствовать грусть, печаль девочки, у которой заболела ее любимая кукла.
Вот этим своим умением услышать вы и помогаете композитору и исполнителю — они точно знают, что их творчество нужно людям. Значит, чтобы быть хорошим слушателем, тоже нужно приложить усилия, нужно учиться. Вы обратили внимание, что все слушали одно и то же произведение, а услышали его немного по-разному: каждый из вас смог заметить что-то одно. Нина сказала, что мелодия жалостливая, а Алеша услышал, как плачет девочка, Наташе даже показалось, что девочка взяла куклу на руки и качает ее. Очень важно научить себя вслушиваться в произведение, тогда можно будет понять, что же хотел сказать своей музыкой композитор.
В подобной логике можно проводить ознакомление детей с творчеством художника. Рассмотреть произведения, рассказать о детстве мастера, о его творчестве.
В качестве исполнителя, то есть того, кто доносит до зрителя произведение художника, может выступать другой художник, делающий репродукции, или фотограф. Конечно, в отличие от музыки картину можно увидеть в подлиннике в музее. Но это далеко не всем, живущим в нашей большой стране, доступно.
А вот третий составляющий этого сложного процесса — зритель — всегда должен существовать. Иначе зачем писать картину? Но и смотреть картину нужно уметь.
Выразительные средства у каждого творца различны. Надо учить детей понимать эти средства, знакомясь с произведениями, а может быть, и пытаться в последующей собственной деятельности их использовать. Поэтому полезно, рассматривая с ребятами полотна художника, обращать внимание не только на то, что нарисовано на картине, но и на то, каково настроение, с помощью каких средств автору удалось его передать, обсуждать роль цвета, формы, расположения предметов на холсте. Можно ли было использовать другие средства (например, как изменилась бы картина, если бы художник Валентин Александрович Серов в своем произведении «Девочка с персиками» использовал не яркие, а темные краски?). Рекомендуется учить детей сравнивать разные средства выражения у разных художников. Интересно поговорить о том, кто как видит одну и ту же картину. Вот грустная картина «Тройка» Василия Григорьевича Перова. Ребята сразу отмечают ее основное настроение. Но потом важно, чтобы они заметили детали, которые помогли художнику рассказать историю тяжелой жизни детей: «Почему картина названа "Тройка?"», «Почему дети везут воду в бочке?», «Как они одеты, какое выражение лиц?», «Какое это время года?», «Почему художник изобразил детей именно мрачной зимой, а не в ясный солнечный денек?» Воспитатель задаст столько вопросов, сколько будет необходимо для того, чтобы дошкольники поняли картину, для того, чтобы вызвать у них сопереживание, сочувствие.
Не менее важна работа по приобщению детей к пониманию художественной литературы. Методика ознакомления с художественной литературой достаточно полно представлена в педагогических изданиях и известна педагогам. Мы же обращаем особое внимание на то, что ребята должны воспринимать писателя как человека творческой профессии. И если у композитора средство выражения чувств и настроений — звук, музыка, у художника — краска, цвет, то у писателя — слово.
Быть писателем непросто. Как и художник, писатель должен уметь наблюдать, замечать то, на что, может быть, не обратили внимания другие люди. Надо привлечь внимание ребенка к слову именно как средству выражения. Почему писатель сказал именно так, почему он использовал именно это, а не другое слово.
Важно приучать детей видеть образы, нарисованные словом, ценить слово, стараться самим находить наиболее точные, яркие слова для выражения чувств.
И снова — разговор о том, для кого написано произведение. Для читателя, слушателя. Для него, ребенка. А вот умеет ли он слушать и слышать, умеет ли понять, что хотел сказать писатель? Здесь необходима длительная работа по развитию таких умений. (Советуем для решения данных задач использовать методику, предложенную Гриценко Зинаидой Александровной в ее книге «Пришли мне чтения доброго...»).
Литература:
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальной действительности. – М., 2000
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998
Вернуться к списку статей.