Семинар на темам: «Человек и природа»,«Человек - художник».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и

оздоровления часто болеющих и аллергичных детей № 25 «Гнездышко» управления

образования и молодежной политики администрации г. Новочебоксарска

Чувашской Республики

 

 

 

 

 

СЕМИНАР

 

Тема: «Организация работы по темам: «Человек и природа»,

«Человек - художник»

(продолжаем изучать программу С.А. Козловой «Я - человек»)

 

 

 

 

                                                                          Подготовила и провела:

                                                                                             Старший воспитатель МДОУ № 25

                                                                                            Каменских Оксана Александровна

 

 

 

г. Новочебоксарск

 

 

Творчество человека разнообразно. И ребенок может убедить­ся в этом на примере практически любого вида деятельности взрослого человека.

В программу «Я — Человек» мы включили подраздел «Материалы, созданные руками человека», чтобы, рассматривая эту тему, показать человека-творца, продолжать формировать у де­тей представления об этой важной черте человека и воспиты­вать, поддерживать желание самому становиться творческой личностью.

Постоянно в своей жизни и разнообразной деятельности ребята встречаются с предметами, вещами, изготовленными из разных материалов. И постепенно они начинают не только различать материалы, но узнавать об их свойствах, качествах. Опираясь на сведения, полученные детьми спонтанно, можно их знания систематизировать, углубить и в то же время способ­ствовать развитию логического мышления, познавательных ин­тересов.

Вот как решала в своей работе эти задачи воспитатель Ека­терина Павловна Петрова. Для ознакомления с каждым мате­риалом как результатом творческой деятельности человека она разрабатывала «мини-систему», в которую входили занятия, опыты, экспериментирования, наблюдения, игры, труд. Все вместе давало возможность воспитателю формировать у детей представления о каждом материале, его свойствах, качествах, назначении. Ребята узнавали об этом не только со слов вос­питателя, они сами могли испробовать материал, проверить его особенности. В каждой «мини-системе» обязательным смыс­ловым компонентом был разговор с детьми о том, что создал материал творческий человек, что благодаря таким людям мы имеем множество нужных материалов и вещей, из них изго­товленных.

Приведем для примера несколько «мини-систем», предло­женных педагогом.

 

Знакомство детей подготовительной группы с металлом

 

«Мини-систему» можно представить в следующей таблице. (Работа проводилась в течение 2 недель.)

 

Занятия

Игры

Наблюдения

Опыты

Свободная

деятельность

Рассказ-беседа: «Что такое металл»

Дидактические игры: «Кто больше знает», «Хорошо - плохо», «Что из чего сделано»

Рассматривание сооружений и предметов из металла

Проверка свойств металла: прочный, проводит тепло, холод, блестит

Рассматривание иллюстраций из книги Е.Пермяка «Иголкины братья»

 

До проведения занятия воспитатель приносит в группу раз­ные предметы, сделанные из металла: детские игрушечные ма­шины, ведерки, конструктор; «взрослые» предметы: кастрюлю, ложки, украшения из серебра. Дети рассматривают предметы без пояснений воспитателя. Затем вносятся иллюстрации, на которых изображена доменная печь, плавка металла, труд ме­таллурга. Затем проводится рассказ – беседа «Что такое  металл» (1, 110)

Помимо таких бесед и очень интересных для детей опытов и экспериментирования, воспитатель в свободное время проводит дидактические игры типа «Кто больше знает?», «Что из чего сделано», «Хорошо — плохо». Эти игры помогают закре­пить полученные знания, увидеть что-то новое. Например, в игре «Хорошо-плохо» дети находили новые хорошие и плохие стороны в металле. Игра может проводиться в разных формах. Особенно ребятам нравится, когда присутствует элемент сорев­нования. Одна команда называет преимущества металла, а дру­гая — недостатки. Например, дети назвали:

Хорошо, удобно для человека: металл не мнется, он прочный, можно стул сделать или кровать — и не упадешь и т.д.

Плохо, неудобно для человека: металл тяжелый, из него не сошьешь одежду, когда пьешь из кружки что-то горячее, мож­но обжечься и т.д.

Кроме игр детям можно предложить разные игровые задания. Например, «Посмотри на материал и составь про него загад­ку». Такие задания обычно привлекают дошкольников. Вот пример одной из загадок, которую придумал ребенок: «Это материал, из которого человек делает иголки, гвозди, ключи, самолеты, он прочный, твердый» или еще: «Его делают в боль­ших печах, там очень жарко. Его придумал человек, а помогла придумать природа».

Интересна выставка «Что можно сделать из металла». Она состоит из детских рисунков и предметов, изготовленных из металла и принесенных на выставку родителями и сотрудника­ми детского сада.

Подобную «мини-систему» можно разработать и для ознаком­лению детей с тканью.

 

Занятия

.

Игры

Труд

Свободная

деятельность

Наблюде-

ния

Опыты

Ручной

труд:

«Плетение

ковриков»

*

Дидактиче-

ские игры:

«Кто боль-

ше знает»,

«Хорошо —

плохо»,

«Что из че-

го сделано»

Вязание

одежды

куклам

Чтение

сказки

Э. Петишка

«Как кроту

штанишки

сшили»,

рассказа

К. Ушин-

ского «Как

рубашка

в поле вы-

росла»

На прогул-

ке и в по-

мещении

наблюде-

ние за тем,

во что оде-

ты люди

Проверка

на опыте

свойств

тканей

На одном из первых занятий воспитатель уточняет знания детей о ткани. Предлагает найти в окружающей ребенка среде что-то сделанное из ткани. Сравнивают разные ткани по плот­ности, по цвету и определяют, какая ткань какой цели более соответствует. Например, рассматривая тонкую шелковую ткань, воспитатель говорит: «Какая красивая ткань, вот бы сшить из нее зимнее пальто». Дети сначала недоумевают, правду ли говорит взрослый? Потом некоторые начинают высказывать сомнение: «Из такой ткани нельзя шить зимнее пальто, она холодная». Так, обыгрывая свойства и качества ткани, педагог подводит детей к самостоятельному заключению: ткани бывают разные. Появля­ются вопросы, на которые ребята вместе с воспитателем ищут ответ: зачем нужны разные ткани, откуда вообще берутся ткани (растут в поле?!), кто делает ткани, из чего делают ткани, каки­ми свойствами обладает ткань, чем она удобна и чем неудобна?

Ответы на многочисленные вопросы дети получают, прово­дя опыты и эксперименты с тканью: Что будет, если ткань на­мочить? Можно ли ткань разорвать, разрезать? Можно ли из ткани построить дом?

После серии опытов, наблюдений, сравнения ткани с дру­гими материалами воспитатель может провести занятия, на которых познакомит ребят с историей и технологией создания тканей. Помогут в этом рисунки, иллюстрации к книгам, а также собственная деятельность детей по плетению ковриков и вязанию, придумывание ими самими рисунков для тканей (по­работаем художниками).

В процессе этой работы следует останавливать внимание дошкольников на том, что очень важно, — на творческой дея­тельности человека, на том факте, что она направлена на благо людей и удовлетворение их потребностей. Собственно, речь идет о том же, что и в беседах, например, об использовании колеса (прялки), о создании ткацких станков.

Нет необходимости знакомить ребят со всеми материалами, созданными руками человека. Воспитатель может провести от­бор, исходя из особенностей своего региона, из того, с каки­ми материалами дети чаще встречаются, но логика ознакомле­ния, предложенная здесь, оправдала себя и может быть реко­мендована всем.

В книге «Мой мир» Козловой С.А. предлагается примерный объем знаний, которые могут быть сообщены детям о других материалах. (1, 113)

Раздел «Человек - художник»

Традиционно, когда знакомят детей с творческим началом в личности взрослого человека, то обращаются к композиторам, художникам, писателям — людям художественных, творческих профессий. Разумеется, мы не отрицаем такого подхода, прав­да, при условии более широкого понимания творчества и его проявления в деятельности человека. Об этом речь шла выше, когда мы советовали знакомить детей с изобретателями, учены­ми и просто настоящими мастерами своего дела.

Но, безусловно, через музыку, слово, рисунок, архитекту­ру можно ярче и доступнее продемонстрировать даже маленько­му ребенку-дошкольнику величие и очарование искусства, ока­зывающего огромное влияние на нас. А создает это божествен­ное искусство — Человек. Человек творческий, человек одарен­ный.

В программе «Я — Человек» выделен подраздел «Человек — художник» с целью показать детям еще одну грань человеческой души и деятельности. В дошкольной педагогике (как в теории, так и в практической работе) накоплен достаточный материал по ознакомлению детей с великими художниками, композито­рами, писателями. Мы же остановимся на том, что отличает нашу программу (по этому разделу) от других. Мы постарались провести в жизнь идею кандидата педагогических наук, доцен­та Дубровской Елены Александровны: триединство образа худож­ника. Суть такого подхода заключается в том, что педагог рас­сказывает о композиторе, создавшем музыку, об исполнителе, который доносит до слушателя написанное композитором про­изведение, и о слушателе, который способен это произведение воспринимать и понимать. Каждый участник процесса должен бьггь по-своему человеком творческим.

Рассмотрим реализацию идеи на одном из примеров.

На музыкальных занятиях детей знакомят с творчеством Пет­ра Ильича Чайковского. Ребята слушают в записи и в исполне­нии музыкального руководителя «Детский альбом» и «Времена года», обсуждают содержание и характер услышанного, состав­ляют словесный портрет, рисуют свои впечатления — все это дает возможность детям почувствовать музыкальное произведение. На такую эмоционально подготовленную почву хорошо ложится рассказ о том, кто создал эту прекрасную музыку — о компози­торе. Провести такую беседу может как воспитатель, так и му­зыкальный руководитель. Хорошо, если в содержание рассказа о композиторе будет включена интересная детям информация о его детстве, о том, когда и как проявился его талант. К приме­ру, Моцарт или Чайковский уже 5—6 лет сочиняли и исполняли свои первые музыкальные произведения. Это послужит своеоб­разным примером для детей, будет вселять веру в то, что и они когда-то могут стать вот такими талантливыми людьми.

На отдельном занятии можно продолжить разговор и оста­новить внимание дошкольников на том факте, что композитор, о котором им рассказали прежде, записал свою музыку с помо­щью нот (показать детям ноты). Зачем он это сделал? Чтобы то, что он сочинил, не забылось и чтобы другой человек мог ис­полнить его творение.

И вот уже прошло много-много лет, а произведения, напи­санные Чайковским, и сегодня доставляют нам наслаждение. Любой ли человек может их исполнить? Детям предлагается подойти к инструменту и проиграть, прочесть ноты. Ребята понимают, что они не могут этого сделать. И не только пото­му, что пока еще не знают нот, но и потому, что исполнению музыкальных произведений нужно учиться. И даже среди тех, кто научился играть по нотам, есть те, кто делает это замеча­тельно, и есть те, кто исполняет не так уж хорошо. Очень важ­но, чтобы исполнитель (так называют человека, который ис­полняет произведения — играет на музыкальном инструменте то, что написал композитор) был тоже человеком творческим. Воспитатель (музыкальный руководитель) показывает детям портреты известных исполнителей, предлагает ответить на воп­росы: Зачем нужен исполнитель? Почему он должен быть талан­тливым, творческим человеком?

Можно дополнить рассказ о данной профессии тем, что ис­полнители нужны разные — в зависимости от того, какое про­изведение написал композитор. Если он написал инструмен­тальную музыку — нужен исполнитель на музыкальном инст­рументе. А если композитор написал музыку к балету? Ка­кие исполнители нужны? А если оперу? Обсудив эти вопросы, стоит перейти к просмотру видеозаписей отрывков из бале­та, к примеру из «Щелкунчика», «Лебединого озера». Конеч­но, хорошо, если дети с родителями посетят музыкальный театр и увидят на профессиональной сцене балет, послушают оперу.

Воспитатель снова возвращает ребят к разговору о том, на­сколько важна роль исполнителя. Если бы не он, мы никогда не узнали бы, что написал великий композитор. Исполнители делают жизнь произведения бесконечно долгой — благодаря им мы можем слушать музыкальные произведения, созданные очень давно.

И наконец, педагог привлекает внимание детей к ним же самим.

— Ребята, а как вы считаете, помогаете ли вы композито­ру и исполнителям в чем-нибудь? Давайте вместе подумаем, порассуждаем. Для кого писал свою музыку композитор? Для кого воссоздает эти мелодии исполнитель? Для нас с вами. А если мы не умеем, не хотим или еще не научились слушать му­зыку? Услышать ее так, как написал композитор, — дело не­простое. Но вы уже кое-что умеете. Послушайте еще раз пьесу «Болезнь куклы». Расскажите, что вы услышали. Ведь ком­позитор не сказал ни одного слова, а вам стало жаль куклу. Если бы Петр Ильич Чайковский мог сейчас видеть и слышать вас, он бы обрадовался, так как не напрасно трудился: те, для кого он писал, — дети — поняли его, смогли услышать, по­чувствовать грусть, печаль девочки, у которой заболела ее любимая кукла.

Вот этим своим умением услышать вы и помогаете компози­тору и исполнителю — они точно знают, что их творчество нуж­но людям. Значит, чтобы быть хорошим слушателем, тоже нужно приложить усилия, нужно учиться. Вы обратили вни­мание, что все слушали одно и то же произведение, а услыша­ли его немного по-разному: каждый из вас смог заметить что-то одно. Нина сказала, что мелодия жалостливая, а Алеша ус­лышал, как плачет девочка, Наташе даже показалось, что де­вочка взяла куклу на руки и качает ее. Очень важно научить себя вслушиваться в произведение, тогда можно будет понять, что же хотел сказать своей музыкой композитор.

В подобной логике можно проводить ознакомление детей с творчеством художника. Рассмотреть произведения, рассказать о детстве мастера, о его творчестве.

В качестве исполнителя, то есть того, кто доносит до зри­теля произведение художника, может выступать другой худож­ник, делающий репродукции, или фотограф. Конечно, в от­личие от музыки картину можно увидеть в подлиннике в музее. Но это далеко не всем, живущим в нашей большой стране, доступно.

А вот третий составляющий этого сложного процесса — зри­тель — всегда должен существовать. Иначе зачем писать карти­ну? Но и смотреть картину нужно уметь.

Выразительные средства у каждого творца различны. Надо учить детей понимать эти средства, знакомясь с произведения­ми, а может быть, и пытаться в последующей собственной де­ятельности их использовать. Поэтому полезно, рассматривая с ребятами полотна художника, обращать внимание не только на то, что нарисовано на картине, но и на то, каково настроение, с помощью каких средств автору удалось его передать, обсуж­дать роль цвета, формы, расположения предметов на холсте. Можно ли было использовать другие средства (например, как изменилась бы картина, если бы художник Валентин Александ­рович Серов в своем произведении «Девочка с персиками» ис­пользовал не яркие, а темные краски?). Рекомендуется учить детей сравнивать разные средства выражения у разных худож­ников. Интересно поговорить о том, кто как видит одну и ту же картину. Вот грустная картина «Тройка» Василия Григорье­вича Перова. Ребята сразу отмечают ее основное настроение. Но потом важно, чтобы они заметили детали, которые помогли художнику рассказать историю тяжелой жизни детей: «Поче­му картина названа "Тройка?"», «Почему дети везут воду в боч­ке?», «Как они одеты, какое выражение лиц?», «Какое это время года?», «Почему художник изобразил детей именно мрач­ной зимой, а не в ясный солнечный денек?» Воспитатель за­даст столько вопросов, сколько будет необходимо для того, чтобы дошкольники поняли картину, для того, чтобы вызвать у них сопереживание, сочувствие.

Не менее важна работа по приобщению детей к пониманию художественной литературы. Методика ознакомления с художе­ственной литературой достаточно полно представлена в педаго­гических изданиях и известна педагогам. Мы же обращаем осо­бое внимание на то, что ребята должны воспринимать писате­ля как человека творческой профессии. И если у композитора средство выражения чувств и настроений — звук, музыка, у ху­дожника — краска, цвет, то у писателя — слово.

Быть писателем непросто. Как и художник, писатель дол­жен уметь наблюдать, замечать то, на что, может быть, не об­ратили внимания другие люди. Надо привлечь внимание ребенка к слову именно как сред­ству выражения. Почему писатель сказал именно так, почему он использовал именно это, а не другое слово.

Важно приучать детей видеть образы, нарисованные словом, ценить слово, стараться самим находить наиболее точные, яр­кие слова для выражения чувств.

И снова — разговор о том, для кого написано произведение. Для читателя, слушателя. Для него, ребенка. А вот умеет ли он слушать и слышать, умеет ли понять, что хотел сказать пи­сатель? Здесь необходима длительная работа по развитию таких умений. (Советуем для решения данных задач использовать ме­тодику, предложенную Гриценко Зинаидой Александровной в ее книге «Пришли мне чтения доброго...»).

 

 

 

Литература:

  1. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальной действительности. – М., 2000
  2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М., 1998

 

 

 

Вернуться к списку статей.