Шевцова Ольга Владимировна, инструктор по физической культуре
Иванова Екатерина
Александровна, воспитатель
Каменских Оксана
Александровна, заведующий
МБДОУ «Детский сад № 25
«Гнёздышко»,
город Новочебоксарск,
Чувашская Республика
Физкультурный
праздник «В гостях у волшебной сказки»
Цель:
Поддерживать у детей интерес к подвижным играм чувашского народа и желание
использовать физические упражнения национального характера в самостоятельной
деятельности.
Задачи:
Упражнять в различных видах ходьбы и бега.
Развивать фантазию в передаче сказочных
образов (кошка, собака, лошадь) через движения.
Совершенствовать умения в беге, не
наталкиваясь друг на друга, «змейкой».
Развивать координацию движений,
ловкость, быстроту. Продолжать формировать интерес к произведениям чувашского
народа.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в
играх с правилами.
Действующие
лица: ведущий, Иван в национальной чувашской одежде.
Предварительная
работа: чтение русских и чувашских сказок про Ивана.
Оформление
зала: на центральной стене картинки из разных сказок.
Пособия:
Разноцветные модули по количеству детей, для игры шапка, шарфик, стульчик, 9
конусов-ориентиров, 3 колечка диаметром 8-12 см, мяч.
Ход.
Вводная
часть.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! В каких сказках есть герой по имени Иван?
Ответы детей.
Ведущий:
Как много сказок вы знаете про Ивана.
Заходит Иван.
Иван:
Иду, слышу, про меня говорят, дай, думаю, зайду.
Здравствуйте, мальчики и девочки!
Ведущий:
Да, про Ивана много сказок, а ты из какой именно сказки?
Иван:
Тут помню, а тут не помню (показывает на голову).
Ведущий:
Иван, ты помнишь, что делал в своей сказке?
Иван:
Отправили родители меня на базар продать лошадь, я её продал и на вырученные
деньги купил кошку и собаку.
Ведущий:
Дети, давайте изобразим животных и птиц, о которых говорит Иван.
Дети имитируют кошку, собаку, лошадь.
Ходьба в колонне друг за другом, на носках, на пятках, приставным шагом. Прямой галоп, лёгкий бег. Ходьба с дыхательными упражнениями «Помашем крыльями, как голубь». Поднять руки в стороны (вдох), а затем вниз (выдох).
Основная
часть.
Иван:
Однажды кошка поймала голубя. Голубь подарим мне волшебное колечко, стоит в
него свистнуть и оно исполнит желание. Захотелось мне построить дом.
1.
Эстафета
«Строим дом» («Лартатпăр кил»).
2-3 команды по 6-8 человек. Мягкие
модули по количеству детей. На расстоянии 5 м на полу лежат модули разного
цвета. По команде первый участник бежит к модулям и берёт только один модуль,
начинает строить дом. Обратно бег, передав эстафету касаясь за плечо, встаёт в
конец колонны.
Иван:
Захотелось мне одеться.
Малоподвижная
игра «Надень шапку» («Çĕлĕк тăхăнтарт»).
Участники игры считалкой выбирают двух
игроков. Один из игроков садится на стул. Другой отходит от него на 8-9 шагов и
запоминает, где тот сидит. Потом игроку завязывают глаза, дают в руки шапку и
несколько раз крутят вокруг себя. Игрок подходит к сидящему на стуле и надевает
ему шапку. Участники игры хором отсчитывают шаги игрока. Игра проводится 2-3
раза. В другой раз может поиграть сам Иван.
Иван:
Я, женился и жили мы дружно и счастливо, пока не потерял я колечко.
2.
Эстафета
«Передай кольцо» («Парса яр çĕрĕ»).
Так же 2-3 команды по 6-8 человек. На
расстоянии 5 м стоят 3 конуса-ориентира, у первого участника в руках кольцо. По
команде первый участник бежит «змейкой». Обратно бег по прямой, передав кольцо,
встаёт в конец своей команды. Эстафета продолжается пока кольцо снова окажется
у первого игрока.
Ведущий:
Иван, кольцо мы нашли, что же дальше произошло.
Иван:
по дороге домой собака уронила кольцо в море.
Ведущий:
Дети, что нужно сделать?
Ответы детей.
Ведущий:
Поймать рыбку.
Подвижная
игра «Рыбаки и рыбки» («Пулăçсем тата пулăсем»).
Считалкой выбираются два «рыбака»,
остальные играющие – «рыбы». Они ведут хоровод и поют:
Рыбки плавают в реке,
Глубоко на самом дне.
Рыбаки пришли рыбачить,
Рыбки уплывайте дальше.
«Рыбы»
разбегаются, «рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбы»
присоединяются к «рыбакам», от чего «сеть» становится длиннее, и ловят
оставшихся «рыб».
Иван:
Рыбку
поймали, колечко вытащили и зажили мы хорошо.
Ведущий:
Иван, так ты вспомнил из какой ты сказки? Может дети подскажут?
Дети:
Серебряное колечко.
Иван:
«Кĕмĕл çĕрĕ». Какие дети молодцы, узнали из какой я сказки. Я хочу с вами
поиграть в мою любимую игру про Иванушку.
Чувашская
подвижная игра «Меня зовут Иванушка» («Эпĕ Ванюк ятлă»).
Игроки берутся за руки и идут по кругу.
Иван стоит в середине круга и говорит:
Кошка и собака – верные друзья.
Колечко мне вернули
И счастливо зажил я!
Игроки разбегаются в разные стороны.
Водящий их ловит. Осаленный игрок становится водящим. Он громко говорит: «Я –
Иван!» - и они вдвоём ловят игроков. И так до тех пор, пока, играющих не будет
больше половины. Если водящий в течение условленного времени никого не поймает,
то выбирают нового водящего.
Заключительная
часть.
Малоподвижная
игра «Ласковые слова» («Çепĕç сăмахсем»).
Дети стоят по кругу и, передавая мяч,
говорят ласковые слова. У кого слова повторяются, считаются проигравшими и
выходят из игры. Побеждает то, кто произнесет больше ласковых слов.
Ведущий:
Дети, вам понравилась сказка «Серебряное колечко»?
Ответы детей.
Иван:
Вот какие замечательные друзья есть у меня. Я вам желаю, чтобы у вас всегда
были верные и хорошие друзья. Дети, с вами очень интересно, но мне пора
возвращаться в сказку «Серебряное колечко» к своей жене. До свидания, мальчики
и девочки!
Дети:
До свидания, Иван!
Дети под бодрую музыку выходят из зала.
Используемая литература:
1. Махалова И.В., Николаева Е.И.
Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа:
Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003.
2. Махалова И.В., Николаева Е.И.
Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия и
праздники в детском саду: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары: Новое
время, 2006. – 164 с.
3. Чувашские легенды и сказки /
Составитель Г.А. Матвеева. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. – 191 с.